“Я знал одной лишь думы власть…” (по поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтова)
Лермонтовское время, то есть 30-е годы ХIХ века, называют “тихим житьем”, “смирным временем”. Покорность и смирение снаружи и глухая удушливая неподвижность изнутри являлись страшными признаками эпохи. Правительство, напуганное выступлением декабристов, жестоко преследовало даже легкий намек на инакомыслие, слова “свобода” и “вольность” стали крамольными. Своей поэзией, беспокойной и мятежной, Лермонтов борется за человека, его достоинство, за право быть свободным. Его любимый герой – это гордая и смелая, мятежная
“Мцыри” – поэма с одним героем. Исповедь Мцыри – главная часть поэмы, в которой раскрывается духовный мир героя. Это юноша гордый, дикий, с “могучим духом его отцов”. Он пуглив и бесстрашен, хрупок и болезнен, как “в тюрьме воспитанный цветок”. С детских лет он живет в монастыре, но помнит свой аул. Им владеет “одной лишь думы власть” – вернуться в тот мир “тревог и битв”, “где люди вольны, как орлы”.
Мцыри мечтает о свободе, о воле. Только
… я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Природа в понимании Мцыри – это воплощение воли, неисчерпаемой силы и красоты – всего, чего не было в “сумрачных стенах” монастыря, “в душных кельях” монахов и к чему так сильно и пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Тихое утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой. Картина, открывшаяся перед ним, захватывает его, зовет к слиянию с природой:
…снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
Ярко раскрывает характер непокорного Мцыри метафора “пламень”. Этот пламень жил в его груди с юных лет. Он дает себе клятву: свою “пылающую грудь прижать с тоской к груди родной”.
При встрече с барсом сердце юноши “зажглося жаждою борьбы”. Общение с природой помогает Мцыри, облегчает его гнетущее чувство тоски по родине. Рассказывая о своем душевном состоянии, он прибегает к сравнениям: деревья шумят “свежею толпой, как братья в пляске круговой”; сам он, “как брат, обняться с бурей был бы рад”. Кажется, что ему понятен язык потока, который “шумел, и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился”.
Мцыри потерпел неудачу, он не смог достичь своей цели – найти родину, своих родных. “На мне печать свою тюрьма оставила”, – так он объясняет причину своей неудачи. Но дух его не сломлен. С тоской прощается он с жизнью, но последние мысли юноши о родине, он просит похоронить его в том месте сада, откуда виден Кавказ: “Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет”.
Современниками М. Ю. Лермонтова образ Мцыри воспринимался как призыв к свободе. Монастырь, ставший для Мцыри “тюрьмой” и “пленом”, осмысливается как символ общества, в. котором отсутствует свобода. В образе родной стороны, который неотступно преследует Мцыри, заключаются не только мысли пленного юноши о его родине, но и представление об идеале: о прекрасной, гармоничной и пока еще недоступной людям жизни.
“Я знал одной лишь думы власть…” (по поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтова)
твір на тему пам'ятай що слово бумеранг
“Я знал одной лишь думы власть…” (по поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтова)