“Вослед Радищеву восславил я свободу…”



Нааиболее яркие стихи Пушкина, зажигающие энтузиазм поколения, на мой взгляд, – это ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”. Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что он “восславил свободу” вслед за Радищевым. И действительно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские темы – темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В политическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского “Путешествия из Петербурга в Москву” и его революционной оды “Вольность”, но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.
У Пушкина “Вольность” – это программное произведение. Если в лицейских стихах излюбленный мотив – бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты – “в край мысли и вдохновенья”, то теперь он хочет разбить “изнеженную лиру”, бежать от уединения. Теперь он хочет “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы: Владыки! вам венец и трон Дает Закон – а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон.
Поэт считает, что если законы нарушаются

царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее сильное впечатление производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осознать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода “Вольность” – блестяще написанное свободолюбивое произведение, пролагавшее путь декабристским идеям.
“К Чаадаеву” – одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817-1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина. Стихотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпераментом, юношеским воодушевлением.
Первые четыре строки – прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли “юные забавы, как сон, как утренний туман”. Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни “любви”, ни “надежды”, ни “тихой славы”.
Заключительные строки стихотворения призывают к действию – освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более прочную славу, чем “тихая слава” поэта, воспевающего любовь.
Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. В творчестве Пушкина, конечно, не могли не отразиться перемены, которые произошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия. В 1827 году Пушкин создает горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся “во глубине сибирских руд” декабристам. Вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разрешения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть “бодрость и веселье” в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что “темницы рухнут”, убедить их в великом историческом значении их дела: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”.
Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее извне, а рождалась в ней самой. Пушкин создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

“Вослед Радищеву восславил я свободу…”
козир дівка сюжет