Весна идет!

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Весна идет!

ВЕСНУШКИ

Проходила Весна по опушке

Сквозь весенние синие сны,

И тихонько светились веснушки

На лице у девчонки Весны.

Шла девчонка в зелёной юбчонке,

Голубою росою звеня.

И, завидуя рыжей девчонке,

Незаметно вздохнула земля.

И не зря в это вешнее утро

Там, где лёгкие ножки прошли,

Расцвели одуванчики, будто

Золотые веснушки земли.

Владимир Орлов

– В каком образе представляет себе поэт весну? Какие краски она дарит

весенней опушке? Как поэт называет одуванчики? Понравился ли тебе этот образ?

ВЕСНУШКИ-ПРОТАЛИНКИ

На всех снежных нолях рыжие пятна – проталины. День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Всю долгую зиму в лесах и нолях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

По невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. Зайчишки так и шмыгают носами – чуют зелёную травку!

Быстрые лесные ручьи впитали в себя запахи

мхов, старой травы, лежалых листьев, тяжёлых берёзовых капель – и понесли по земле.

Запахов всё больше и больше; они всё гуще и слаще. И станет скоро весь воздух в лесу – сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом.

Веснушки-проталинки слились в весну.

Николаи Сладкое

– Что появилось на заснеженных полях в первые дни весны? Как писатель их любовно называет?

Как изменились запахи с приходом весны? Какие из них отмечает автор? Какие образные выражения, использованные в тексте рассказа, способствуют созданию особого весеннего настроения?

КАК ВЕСНА ЗИМУ ПОБОРОЛА

(Русская народная сказки)

Жила-быта в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

– Когда Весна придёт, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку я тогда куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.

Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт ясное Солнышко:

Солнышко, Солнышко,

Красное вёдрышко,

Выгляни из-за горы,

Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы. Маша и спрашивает:

– Видело ли ты, Солнышко, красную Весну?

Солнце говорит:

– Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, не хочет уходить. А Весна про то и не знает.

Пошла Маша искать Весну. Зашла в лес дремучий, ходила-ходила, совсем заблудилась. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. Та лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:

– Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А Зима не уходит. Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт – там и заслон сметёт, другим махнёт – и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

– Сказки, подобные этой, называют календарными. Как ты можешь объяснить это название? О чём эта сказка? Какие сказочные образы тебе запомнились?

Какие ещё календарные произведения устного народного творчества ты знаешь?

“ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…”

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё гонит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Фёдор Тютчев

– Какими представляются тебе Весна и Зима? Какую картину стихотворения ты считаешь наиболее выразительной? Прочитай стихотворение ещё раз, обращая внимание на выделенные слова. Помогает ли это быстрее выучить стихотворение наизусть?

“ВОТ УЖ СНЕГ ПОСЛЕДНИЙ В ПОЛЕ ТАЕТ…”

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт…

Алексей Толстой

Обрати внимание, как замечательно поэт использует значение слова, чтобы создать яркую картину. Попробуй придумать образные выражения, например о первых весенних растениях, смело пробивающихся из-под снега.

“ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ…”

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

Как февраль ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет!

Аполлон Майков

– Сравни по значению слова прилетела и примчалась. Удачно ли, по-твоему, сделал выбор слова поэт? Почему ты так считаешь?

Выучи наизусть одно из прочитанных стихотворений.

ЛАНДЫШИ

(Отрывок)

Жары нещадная резня

Сюда не сунется с опушки.

И вот ты входишь в березняк,

Вы всматриваетесь друг в дружку.

Но ты уже предупреждён.

Вас кто-то наблюдает снизу:

Сырой овраг сухим дождём

Росистых ландышей унизан.

Он отделился и привстал,

Кистями капелек повисши,

На палец, на два от листа,

На полтора от корневища…

Борис Пастернак

– Перечитай строки, в которых автор описывает ландыши. Какие слова и выражения он использует для создания оживлённого образа цветка?

ЧЕРЁМУХА

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленьких!

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Сергей, Есенин

– Какой увидел поэт весной черёмуху? Какие необычные слова и выражения он использовал для её описания? Какой надёжный друг оберегает красоту черёмухи? Как ты его себе представляешь?

Какой поэтический образ тебе запомнился, понравился уже при первом чтении (слушании), при перечитывании?

ТВОЙ ДРУГ – МУЗЫКА

(Отрывок)

Как ты думаешь, о чём может рассказать музыка “Марта”1? Это первый месяц весны. Очевидно, и музыка должна быть весенняя. Знаешь, как она называется? “Песня жаворонка”. Ведь жаворонки прилетают к нам в марте. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Слышны эти трели и в музыке. Но рояль не просто подражает пению птицы. Щебечущие трельки – это только часть песни, только напоминание о звонком жавороночьем пении. А сама песня светлая, мелодичная. И чувствуется в музыке какая-то холодноватая звонкость. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматных! запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце. Тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, а воздух прозрачный и чистый.

1″Март. Песня жаворонка” – пьеса из альбома П. И. Чайковского “Времена года”.

Мартовская пьеса называется “песня” – “Песня жаворонка”. Но ведь написана она для рояля, а это значит, что в ней нет слов.

Как видишь, бывают песни без слов. И таких песен немало.

А слова? Что ж, можно и слова придумать. И тот, кто умеет писать стихи, может попробовать сочинить слова к таким песням. Например, к “Песне жаворонка”. Попробуй и ты. Вдруг получится?

По Галине Левашовой

Знакомимся с картиной С. ВИНОГРАДОВ. “ВЕСНА ИДЁТ”

У художника Сергея Виноградова есть картина, которая тоже отражает самое начало весны. Присмотрись к ранней весне. Снег ещё лежит плотно, и чтобы прохати к дому, приходится протоптать тропинку. Небо таит в себе тревогу, и хотя серые, зимние тучи нависают над посёлком, их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния.

Обрати внимание на краски. Несмотря на ещё влажные голые ветви, деревья уже пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы. Сочные яркие краски уже предвещают приближение долгожданного тепла. Земля на пригорках начинает оттаивать и темнеет жирно и сочно. Старый дом пока закрыт, но и он чувствует, что скоро, очень скоро вернутся в него люди. Зазвенят голоса птиц и людей. Пригретый солнцем, дом старается избавиться от последних следов снега на веранде.

Сергей Виноградов. Весна идёт

Прислушайся: тишина на картине уже настороженная, ждущая. Вот свежий ветер гонит тучи прочь, расчищая дорогу Весне. Очень скоро птицы на своих крыльях принесут долгожданное тепло в родные края. Так красками художник передаёт то, что композитор рассказывает нам музыкой.

– О чём произведения, созданные П. Чайковским и С. Виноградовым? Есть ли в них что-то общее? Музыка, живопись, художественная литература говорят об одном и том же, но разными средствами. Средства какого вида искусства тебе наиболее понятны?

ЖАВОРОНОК

Между небом и землёй

Песня раздаётся,

Неисходною струёй

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей!

Где поёт так громко

Над подружкою своей

Жаворонок звонкий?

Ветер песенку несёт,

А кому – не знает.

Та, к кому она, поймёт.

От кого – узнает.

Лейся ж, песенка моя,

Песнь надежды сладкой…

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнёт украдкой.

Нестор Кукольник

Прочитай выразительно. Расскажи, какую картину ты представляешь, читая это стихотворение.

ТРИ ВЕСНЫ

Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть – людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце – отец жизни – уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.

В этот день оно ровно полсуток побывало на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток – ночью – зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать.

Первая победа – весна полевая.

Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом – скворцы и полевые жаворонки.

Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.

Вслед за жаворонками прибыли с зимовок зяблики – и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы – заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.

Вторая победа – весна речная.

Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление – на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.

Будто пушка ухнула над рекой – треснул толстых! лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша, разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце поразит их золотыми горячими своими стрелами.

Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, улитки и другая водяная мелюзга.

А реки, освободившись ото льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: “Вот и паводок – весенний разлив. Напоит вода землю”.

Это и вторая великая победа солнца, вторая весна – весна речная.

В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима всё ещё не захочет сдаваться, всё ещё будет насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.

Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш. Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.

Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна – весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

Виталии Бианки

– Где одерживает свою первую победу весна? Кто торопит вторую весеннюю победу? Где происходит решительная победа солнца над зимой?

На сколько условных частей можно разделить это произведение? Подбери для каждой части заглавие. Прочитай произведение ещё раз по составленному плану.

Как ты думаешь, произведение В. Бианки художественное или научное? Приведи аргументы в подтверждение своей мысли.

– Что общего в описании весенних изменений в прочитанных произведениях раздела “Весна идёт!”?

Какие чувства передают в них мастера художественного слова? Какие интересные авторские выражения тебе запомнились?

Какое народное произведение представлено в этом разделе? Почему его относят к календарным?

Вспомни и расскажи наизусть весеннюю закличку.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Весна идет!


діалог 10 клас на вільну тему
Весна идет!