СКАЗКИ ГОВОРЯТ ТОЛЬКО ПРАВДУ

Литературное чтение 4 клас – Н. Г. Гавриш – Генеза 2014

СКАЗКИ ГОВОРЯТ ТОЛЬКО ПРАВДУ

Разминка

Отгадай загадку.

Бусы женщин украшают, все об этом твёрдо знают.

Чтоб мужчинам их носить, нужно что-то отцепить.

Что? Скорее говори! я считаю: раз, два, три…

Ответь на вопросы.

1. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? 2. Для чего может послужить автомобилисту половинка горошины? 3. Какой хищник всегда прячется в клевере? 4. Какой овощ всегда с собою носит черепаха? 5. Цветок настурция прячет

целую страну, какую?

Читаем

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

Жил-был принц, он хотел взять себе в жёны принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и воротился он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу.

Как-то ввечеру разыгралась страшная буря: сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл отворять.

У ворот стояла принцесса.

Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с её волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса.

“Ну, это мы разузнаем!” – подумала старая королева, но ничего не сказала, а пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки ещё двадцать перин из гагачьего пуха.

На этой постели и уложили на ночь принцессу.

Утром её спросили, как ей спалось.

– Ах, ужасно плохо! – отвечала принцесса. – Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чём-то твёрдом, и теперь у меня всё тело в синяках! Это просто ужас что такое!

Тут все поняли, что перед ними настоящая принцесса. Ещё бы, она почувствовала горошину через двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха! Такой нежной может быть только настоящая принцесса.

Принц взял её в жены, ведь теперь-то он знал, что берёт за себя настоящую принцессу, а горошина попала в кунсткамеру1, где её можно видеть и поныне, если только никто её не стащил. Знайте, что это правдивая история!

X. К. Андерсен

– Эта сказка волшебная или нет?

– Как выглядела принцесса, которая утверждала, что она – принцесса настоящая? Найди и прочитай.

– Как ты думаешь, в каких ситуациях можно употребить выражение принцесса на горошине? Приведи примеры.

1 Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

– Как ты понимаешь смысл выражения просто ужас что такое? Замени его одним словом.

– Составьте в классе план сказки и перескажите её по составленному плану.

– Рассмотри иллюстрации художника Владимира Конашевича к сказкам Андерсена. Знаешь ли ты эти сказки? Назови их. Какую из этих сказок вы прочитали в прошлом году в классе на уроках?

Давай поиграем

Обратись в библиотеку и найди сказки Х. К. Андерсена. Составь викторину с такими заданиями.

1. Из какой сказки этот отрывок: … ?

2. Кто из сказочных героев сказал такие слова: … ?

3. По отрывку вспомни название сказки: … ?

Разминка

– Прочитай слова и выбери волшебные предметы, которые встречаются в сказках. Назови эти сказки.

Волшебная палочка, коньки, ступа, зеркало, шапка-невидимка, рукавичка, плащ, скатерть-самобранка, кружка, клубок ниток, метла, живая и мёртвая вода.

Научись читать быстро, чётко и выразительно.

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке.

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трёх садовых леечек.

С. Маршак

Отгадай загадку.

Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.

Читаем

ПОДАРКИ ФЕИ

Жила когда-то на свете вдова, и были у неё две дочери. Старшая – вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.

А младшая дочка была вся в покойного отца – добрая, приветливая, кроткая, да к тому же ещё красавица, каких мало.

Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла её работать с утра до ночи, а кормила на кухне.

Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды.

Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.

– Пейте на здоровье, тётушка, – сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтоб удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

– Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про неё рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадёт с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!

Когда девушка пришла домой, мать стала бранить её за то, что она замешкалась у источника.

– Простите, матушка, – сказала бедная девушка. – Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ её упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

– Смотрите-ка! – сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. – Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всём, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с её уст.

– Ну, если так, – сказала мать, – надо мне послать к источнику и старшую дочку… А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

– Ну вот ещё! Охота мне тащиться в этакую даль! – отвечала злючка.

– А я хочу, чтобы ты пошла! – прикрикнула на неё мать. – И сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.

Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)

– Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам налиться? – сказала девушка дерзко. – Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне всё равно. Пейте, если хотите…

– Однако вы не очень-то любезны, – сказала спокойно фея. – Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвётся с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!

Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:

– Это ты, доченька? Ну как?

– А вот так, матушка! – буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.

– Ах, боже мой! – вскрикнула мать. – Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всём виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. – И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.

Там и встретил её молодой принц, сын короля этой страны.

Возвращаясь с охоты, он нашёл в чаще прекрасную девушку и, подивившись её красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чём так горько плачет.

– Ах, сударь, – ответила красавица, – матушка прогнала меня из долгу!..

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою историю.

Королевский сын влюбился в неё. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увёз девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней. Ну, а старшая сестра с каждым днём становилась всё противнее и несноснее.

Ш. Перро

– Ты прочитал волшебную сказку или нет? Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их узнать?

– Определи в сказке зачин и концовку. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. Зачем нужна в сказке концовка?

– Назови персонажи сказки. Кто из героев сказки олицетворяет добро, а кто – зло? Подтверди ответ примерами из текста.

– На какую русскую сказку похожа рассказанная Шарлем Перро история о двух сёстрах?

– Сравни характеры двух сестёр. По заслугам ли получили подарки от феи сёстры?

Рассмотри иллюстрации художников Эрика Булатова и Олега Васильева. К каким сказкам Шарля Перро они сделаны?

Давай обсудим

“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”, – говорят в народе. Какой урок можно усвоить из прочитанной сказки? Какая из пословиц подойдёт к содержанию сказки “Подарки феи”?

1. Доброе слово человеку что дождь в засуху.

2. Змея кусается не для сытости, а ради лихости.

3. Без труда чести не получишь.

Разминка

Прочитай скороговорку быстро и без ошибок.

Королева кавалеру каравеллу подарила.

Королева с кавалером в каравелле удалилась.

Отгадай загадки.

1. Гуляет в рыжей шубке, хитрит и скалит зубки.

2. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку.

Читаем

БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК

Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчился, чтобы Лис его не поймал.

– Ну его совсем, – сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге – гладкий, толстый и жирный Кролик!

– Погоди, Братец Кролик! – сказал Лис.

– Некогда мне, Братец Лис.

– Мне с тобой поболтать охота, Братец Кролик.

– Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! – так сказал Кролик.

– Я видал вчера Братца Медведя, – сказал Лис. – Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. “Вы, говорит, соседи, должны жить дружно”. Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом – вроде как от радости, – встал и говорит:

– Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.

– Я с удовольствием, – сказал Лис.

– Ну, я буду ждать, – сказал Кролик.

Домой пришёл Братец Кролик грустный-грустный.

– Что с тобой, муженёк? – спрашивает Матушка Крольчиха.

– Завтра в гости обещался прийти Братец Лис, – говорит Кролик. – Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день Братец Кролик и Матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:

– Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!

Кролик живо – детишек за уши и усадил их, а сам с Матушкой Крольчихой – у дверей: ждут Братца Лиса.

Ждут они, ждут – не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит – из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

– Если миску уронить – разобьётся миска.

Если близко лисий хвост – значит, близко Лиска.

Вот пообедали Братец Кролик, и Матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит Братец Ёж и говорит:

– Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы Братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко, тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит – стонет кто-то. В дверь заглянул и видит – сидит Лис в кресле, весь закутанный в одеяло, а вид у него слабый – слабый. Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

– Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис? – говорит Кролик.

– Да, Братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! – говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

– Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса. Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло – и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

– Эй, Братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!

Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его не поймал.

По Дж. Харрису

– “Сказки дядюшки Римуса” – название сборника сказок американского писателя Джоэла Харриса. Знакомы ли тебе другие истории о Братце Лисе и Братце Кролике?

– Можно сказать, что в этой сказке есть юмор, что Братец Кролик всё время подшучивает над Братцем Лисом?

– Как Лис хотел перехитрить Братца Кролика? Как разгадал Кролик хитрость Лиса?

– Прочитайте сказку в лицах. Обсудите, как нужно читать, какую интонацию выбрать.

– Как ты понимаешь выражение держать ухо востро?

Давай поиграем

Лиса – героиня многих русских народных сказок. Рассмотри иллюстрации художников Р. Кобзарёва, О. Саввиной (1, 4), Н. Кунаковой (2), И. Ашихминой (3). Как называются эти сказки? Какие ещё сказки, в которых действует хитрая лиса, ты знаешь?

Разминка

Выучи пословицы и объясни, как ты их понимаешь.

1. Утро вечера мудренее. 2. Возьми книгу в руки – не будет скуки. 3. Умный себя винит, глупый – своего товарища.

– Закончи предложения. В случае затруднений обратись к одноклассникам, учителю или воспользуйся толковым словарём.

1. География – это наука о… 2. Бинокль используют для того, чтобы… 3. Компас – это прибор, который показывает…

– Найди на иллюстрации компас и бинокль. Как называются другие предметы?

Читаем

КУКЛА С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ

(Отрывок из книги “Три толстяка”)

Наследник Тутти стоял на террасе. Учитель географии смотрел в бинокль. Наследник Тутти требовал, чтобы принесли компас. Но это было лишним. Наследник Тутти ожидал прибытия куклы. От сильного волнения он крепко и сладко проспал всю ночь. С террасы была видна дорога от городских ворот ко дворцу. Солнце, вылезавшее над городом, мешало смотреть. Наследник держал ладони у глаз, морщился и жалел о том, что нельзя чихнуть.

– Ещё никого не видно, – говорил учитель географии.

Ему поручили это ответственное дело потому, что он, по своей специальности, лучше всех умел разбираться в пространствах, горизонтах, движущихся точках и в прочем подобном.

– А может быть, видно? – настаивал Тутти.

– Не спорьте со мной. Кроме бинокля, у меня есть знания и точное представление о предметах. Вот я вижу куст жасмина, который на латинском языке имеет очень красивое, но трудно запоминающееся имя. Дальше я вижу мосты и гвардейцев, вокруг которых летают бабочки, а затем лежит дорога… Позвольте! Позвольте!..

Он подкрутил бинокль. Наследник Тутти стал на носки. Сердце его забилось снизу вверх, как будто он не выучил урока.

– Да, – сказал учитель.

И в это время три всадника направились со стороны дворцового парка к дороге. Это капитан Бонавентура с караулом поскакал навстречу экипажу, появившемуся на дороге.

– Ура! – закричал наследник так пронзительно, что в дальних деревнях отозвались гуси.

Внизу, под террасой, учитель гимнастики стоял наготове, чтобы поймать наследника на лету, если тот от восторга вывалится через каменную ограду террасы.

Итак, экипаж доктора Гаспара катил ко дворцу. Уже не нужно было бинокля и научных познаний учителя географии. Уже все видели экипаж и белую лошадь. Счастливый миг! Экипаж остановился у последнего моста. Караул гвардейцев расступился. Наследник махал обеими руками и подпрыгивал, тряся золотыми волосами. И, наконец, он увидел самое главное. Маленький человек, неуклюже, по-стариковски двигаясь, вылез из экипажа. Гвардейцы, почтительно придерживая сабли и отдавая честь, стояли поодаль. Маленький человек вынул из экипажа чудесную куклу, точно розовый свежий букет, перевитый лентами.

Это была восхитительная картина под голубеющим утренним небом, в сиянии травы и солнца. Через минуту кукла уже была во дворце. Встреча произошла следующим образом. Кукла шла без посторонней помощи.

О, Суок прекрасно играла свою роль! Если бы она попала в общество самых настоящих кукол, то, без всякого сомнения, они приняли бы её за такую же куклу. Она была спокойна. Она чувствовала, что роль ей удаётся. “Бывают более трудные вещи, – думала она. – Например, жонглировать зажжённой лампой. Или делать двойное сальто-мортале1…”

А Суок случалось в цирке проделывать и то и другое.

Словом, Суок не боялась. Ей даже нравилась эта игра. Гораздо сильнее волновался доктор Гаспар. Он шёл позади Суок. Она ступала маленькими шажками, подобно балерине, идущей на носках. Платье её шевелилось, дрожало и шелестело.

Сверкали паркеты. Она отражалась в них розовым облаком. Она была очень маленькая среди высоких залов, которые увеличивались от блеска паркетов в глубину, а в ширину – от зеркал.

Можно было подумать, что это маленькая цветочная корзинка плывёт по огромной тихой воде.

Она шла, весёлая и улыбающаяся, мимо стражи, мимо кожаных и железных людей, которые смотрели как зачарованные, мимо чиновников, которые улыбались впервые в жизни.

Они отступали перед ней, давая ей дорогу, точно это была владетельница этого дворца, вступающая в свои права.

Стало так тихо, что слышались её легкие шаги, звучавшие не громче падения лепестков.

А сверху, по широчайшей лестнице, такой же маленький и сияющий, спускался навстречу кукле наследник А. Баталов и И. Шапиро. В роли доктора Гаспара – В. Никулин, в роли наследника Тутти – Петя Артемьев Тутти. Они были одного роста. Суок остановилась. “Так вот он, наследник Тутти!” – подумала она.

1 Сальто́-морта́ле – акробатический прыжок в воздухе с поворотом через голову вперёд или назад.

Кадр из фильма “Три толстяка” (1966 г.). Режиссёры

Перед ней стоял худенький, похожий на злую девочку мальчик, сероглазый и немного печальный, наклонивший растрёпанную голову набок.

Суок знала, кто такой Тутти. Суок знала, кто такие Три Толстяка. Она знала, что Три Толстяка забрали всё железо, весь уголь, весь хлеб, добытый руками бедного, голодного народа. Она хорошо помнила знатную старуху, которая натравила своих лакеев на маленькую Суок. Она знала, что это всё одна компания: Три Толстяка, знатные старухи, франты, лавочники, гвардейцы – все те, кто посадил оружейника Просперо в железную клетку и охотился за её другом, гимнастом Тибулом. Когда она шла во дворец, она думала, что наследник Тутти покажется ей отвратительным, чем-то вроде знатной старухи, только с длинным и тонким языком малинового цвета, всегда высунутым наружу.

Но никакого отвращения она не почувствовала. Скорее ей стало приятно оттого, что она его увидела. Она смотрела на него весёлыми серыми глазами.

– Это ты, кукла? – спросил наследник Тутти, протягивая руку.

“Что же мне делать? – испугалась Суок. – Разве куклы говорят? Ах, меня не предупредили!.. Я не знаю, как себя вела та кукла, которую зарубили гвардейцы…”

Но на помощь пришёл доктор Гаспар.

– Господин наследник, – сказал он торжественно, – я вылечил вашу куклу! Как видите, я не только вернул ей жизнь, но и сделал эту жизнь более замечательной. Кукла, несомненно, похорошела, затем она получила новое, великолепное платье, и самое главное – я научил вашу куклу говорить, сочинять песенки и танцевать.

– Какое счастье! – тихо сказал наследник.

“Пора действовать”, – решила Суок.

И тут маленькая актриса из балаганчика дядюшки Бризака выступила в дебюте1 на новой сцене. Этой сценой был главный дворцовый зал. А зрителей собралось много. Они толпились со всех сторон: на вершинах лестниц, в проходах, на хорах. Они лезли из круглых окон, переполняли балконы, карабкались на колонны, чтобы лучше видеть и слышать.

Множество голов и спин, самых разнообразных цветов и красок.

Все молчали. Все, затаив дыхание, смотрели на маленькое розовое создание, которое спокойно и с большим достоинством двенадцатилетней девочки встречало эту сотню взглядов. Она совершенно не смущалась. Эти зрители вряд ли были более строгими, чем зрители на площадях, где чуть ли не каждый день представляла Суок.

И вот Суок начала разыгрывать свою роль куклы по-настоящему. Она сдвинула носки, потом приподнялась на них, подняла к лицу руки, согнутые в локтях, и, шевеля обоими мизинцами на манер китайского мандарина, начала петь песенку. При этом она покачивала головой в такт мотиву направо и налево. Улыбалась она кокетливо и лукаво. Но всё время она старалась, чтобы глаза её были круглые и широкие, как у всех кукол.

1 Дебют – первое выступление где-либо: актёра – на театральной сцене или в кинофильме, спортсмена – в соревнованиях и т. п.

Кадр из фильма “Три толстяка”

В роли Суок – Л. Бракните

Кукла окончила песенку и сделала реверанс. Зал восхищённо вздохнул.

Все зашевелились, закивали головами, защёлкали языками.

Ю. Олеша

– Почему мальчик очень ждал возвращения куклы? Найди в тексте и прочитай, как произошла встреча наследника с куклой.

– О чём беспокоилась Суок? Каким она ожидала увидеть наследника Тутти? Каким на самом деле оказался мальчик?

– Найди и прочитай в тексте, как танцевала Суок.

– Рассмотри кадры из фильма “Три толстяка”. Видел ли ты его? Закончи предложение.

В фильме “Три толстяка” мне больше всего понравилось (понравился)…

– Возьми в библиотеке повесть-сказку Ю. Олеши “Три толстяка” и прочитай полностью.

Давай обсудим

Рассмотри иллюстрации. Воспользуйся Интернетом или найди в библиотеке информацию об истории создания игрушек в разных странах.

Кукла-мотанка

(Украина)

Петрушка

(Россия)

Гурвинек

(Чехия)

Арлекин

(Италия)

Знаешь ли ты, как изготовить куклу-мотанку? Расскажи об этом в классе.

Расспроси своих родных об игрушках их детства и подготовься рассказать об этом.

Разминка

– Вспомни слова, в которых есть сочетания ква Подсказкой будут весёлые вопросы.

1. Какие любимые напитки лягушки Квакушки?

2. Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка?

3. А какая её любимая ягода? 4. Какая у лягушки Квакушки любимая книжка? 5. В каком ансамбле очень любит петь Квакушка?

Отгадай загадки.

1. Пёстрая крякуша ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку.

2. У реки растёт камыш, в камыше живёт малыш.

Он с зелёной кожицей и с зелёной рожицей.

А Знаешь ли ты, как называется произведение писателя Д. Мамина-Сибиряка о маленькой и храброй уточке? Дополни название. В случае затруднений обратись за помощью к одноклассникам или учителю.

“Серая… “

Читаем

ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие. Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

“Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!”

Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, – на это есть весна, – и что, заквакав, она может уронить своё лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фьо-фью-фью – раздаётся в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

– Кря, кря! – сказала одна из них. – Лететь ещё далеко; надо покушать.

И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

– Кря, кря! – сказала другая утка, – уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

И все утки стали громко крякать в знак одобрения.

– Госпожи утки! – осмелилась сказать лягушка, – что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть её, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:

– Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна:

– А много ли там мошек и комаров?

– О! целые тучи! – отвечала утка.

– Ква! – сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать её и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разок.

– Возьмите меня с собой!

– Это мне удивительно! – воскликнула утка. – Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.

– Когда вы летите? – спросила лягушка.

– Скоро, скоро! – закричали все утки. – Кря, кря! кря! кря! Тут холодно! На юг! На юг!

– Позвольте мне подумать только пять минут, – сказала лягушка, – я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.

И она шлёпнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась её морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

– Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно.

Хотя молчать и тащить хоть бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст не бог знает какое удовольствие, но её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её. Решили переменяться каждые два часа, и так как уток было, как говорится в загадке, столько, да ещё столько, да полстолько, да четверть столько, а лягушка была одна, то нести её приходилось не особенно часто. Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц1, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлёпнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела, и радовалась, и гордилась.

1 Паяц – то же, что шут, клоун; з д е с ь: игрушка, кукла, изображающая шута, клоуна.

“Вот как я превосходно придумала”, – думала она про себя.

А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.

– Удивительно умная голова наша лягушка, – говорили они, – даже между утками мало таких найдётся.

Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, ещё крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. Она болталась таким образом целый день: несшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик; это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарёю утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на неё руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:

– Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.

И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

– Смотрите, смотрите! – кричали дети в одной деревне, – утки лягушку несут!

Лягушка услышала это, и у неё прыгало сердце.

– Смотрите, смотрите! – кричали в другой деревне взрослые, – вот чудо-то!

Кадры из мультфильмов

“Знают ли они, что это придумала я, а не утки?” – подумала квакушка.

– Смотрите, смотрите! – кричали в третьей деревне. – Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

– Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:

– Это я! Это я придумала!

Но вокруг неё никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из неё, то с удивлением смотрели на новую.

И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые носили её, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные тёплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.

– Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, – сказала она. – Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её.

В. Гаршин

– Что можешь рассказать о главной героине этой истории?

– Что изменило жизнь простой лягушки? Какую хитрость придумала лягушка, чтобы улететь с утками?

– Почему лягушка упала в болото?

– Найди в тексте подтверждение того, что лягушка была находчивой, но хвастливой.

– Как ты понимаешь значение выражения вверх тормашками?

– Рассмотри иллюстрации на с. 141. Какие иллюстрации “лишние”? К каким они сказкам?

– Найди в тексте отрывки, которые соответствуют иллюстрациям к сказке “Лягушка-путешественница”, и прочитай.

– Сформулируй, чему сказка учит читателей.

Сочиняем сами

Представь, что лягушка долетела с утками в тёплые края. О чём бы она могла рассказать? Пофантазируй, как могла бы сложиться её жизнь.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Вопросы и задания для проверки

1. Определи, кто какую сказку написал.

Джоэл Харрис

“Подарки феи”

Всеволод Гаршин

“Братец Лис и Братец Кролик”

Шарль Перро

“Лягушка-путешественница”

2. Викторина “Кто из какой сказки?”

Салтан, Гвидон, Царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха – …

Иван, Конёк-Горбунок, Царь-девица, Жар-птица – …

Купец, купеческая дочь, зверь лесной, чудо морское – Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Страшила – …

Торопыжка, Пилюлькин, Медуница, Винтик, Шпунтик – …

3. Отгадай загадки.

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

2. Щеголяет красками,

Набита сказками.

Если разлохматится,

Чини клеем платьице.

3. У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

4. Продолжи предложения – приведи три-четыре названия сказок.

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен – автор сказок…

Французский писатель Шарль Перро – автор сказок…

5. Каких ещё писателей-сказочников ты знаешь? Назови их имена, фамилии и сказки, которые они написали. Иллюстрации тебе помогут.

Кадры из мультфильмов






СКАЗКИ ГОВОРЯТ ТОЛЬКО ПРАВДУ
микола сингаївський вірш батьківське поле