Проблема нравственного выбора в трагедии В. Шекспира “Гамлет”

Так создан мир, что живо, то умрет.
В. Шекспир
В основу трагедии “Гамлет”, созданной Шекспиром в 1600 году, положено старинное сказание о принце, который прикидывается безумным, чтобы скрыть свой план мести за убийство отца. Но если в легенде главной темой была родовая месть, то у Шекспира Гамлет начал новую жизнь. Выйдя из глубины веков, он стал современником поэта и выразителем его идей.
В центре трагедии проблема добра и зла, проблема выбора. Гамлет появляется на сцене, и зритель сразу понимает, что принц не похож на окружающих

его людей. Он одет в черное, взгляд его угрюм, брови сдвинуты. “Опять покрыто тучами лицо?” – с ласковым укором говорит ему мать. Почему Гамлет мрачен?
Он впервые столкнулся со злом.
Какой была его жизнь до этого? Он благоговел перед доблестями короля-отца, горячо любил прекрасную и кроткую мать. Любил и верил в людей так, как может любить и Верить сильный и чистый юноша. Он учился в Виттенбергском университете, центре средневековой учености, пытаясь проникнуть в тайны природы и человеческой души. Мир вокруг казался добрым и прекрасным. Но умер отец, мать вышла замуж за его брата, Клавдия, хотя еще “целы башмаки,
в которых гроб отца сопровождала”. Вокруг царит веселье, в замке пиры. Где же любовь и верность?
От него ждут, что он вернется в университет и забудет обо всем. Но Гамлет не может так поступить. Встреча с Призраком меняет его жизнь. Гамлет узнает, что отец был преступно убит своим братом, который сегодня занял его престол. Тень отца взывает к мести.
Теперь для Гамлета нет возврата к прошлой жизни. Он понимает, что окружен злом. Он уже не тот, кем был вчера, когда хотел бежать в тихий мир науки, вернуться в университет:
Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить?
В старой легенде главной целью героя была личная месть. В трагедии Шекспира Гамлет, выполняя клятву, должен встать на борьбу с низостью и обманом, в поединок со злом.
И замок Эльсинор превращается в поле боя. Принц не может выступить открыто. Как изобличить зло, которое торжествует? Кто поверит Гамлету и встанет рядом с ним? У него есть друг – бедный студент Горацио и горсточка верных и честных людей. А в руках противника – власть, могущество, королевский титул.
Убийца и предатель, “шут на троне”, Клавдий носит маску доброжелательности и доброты. Как сорвать с него эту личину? Как остаться неуязвимым? И Гамлет также надевает на себя маску: он прикидывается безумным.
Ему больно видеть, что те, в кого он верил, оказываются во враждебном лагере. Девушка, которую принц любил, становится орудием его врагов. Офелия любит Гамлета, но, послушная дочь хитрого царедворца Полония, она слепо верит и беспрекословно повинуется отцу.
Предателями оказываются и школьные товарищи принца – Гильденстерн и Розенкранц. От этого Гамлету еще больнее.
Все мрачнее становится его взгляд на жизнь. Ему кажется, что весь мир – тюрьма. Все тяжелее для него бремя клятвы:
Я сын убитого. Мне небо
Сказало: встань и отомсти. А я,
Я изощряюсь в жалких восклицаньях
И сквернословьем душу отвожу.
Он желает мести, но для него месть – не просто убийство. Его волнуют судьбы века, смысл жизни. Главный вопрос: быть или не быть? Быть – для него значит мыслить, верить в человека, действовать в согласии со своими убеждениями, то есть быть на стороне добра. Не быть – это умереть. Но такое решение Гамлет отвергает.
Гамлет жаждет не столько смерти своего врага, сколько его разоблачения. Но Гамлет – человек своего времени и обязан исполнить свой долг, то есть отомстить. Все это приводит его к внутреннему конфликту с самим собой.
Гамлет решает разоблачить короля с помощью театрального зрелища, режиссером которого становится сам. Поставленная пьеса заставляет короля разоблачить себя. Он бежит в молельню и трусливо кается. Гамлет получает возможность беспрепятственно убить Клавдия, но меч его не поднимается над головой молящегося. В этом разница между ними: Клавдий подло убил своего спящего брата, а Гамлет не может поднять оружие на беззащитного.
Трагичность ситуации усугубляется тем, что Гамлет становится нечаянным убийцей Полония, из-за него сходит с ума и погибает Офелия, по стране ползут слухи, народ ропщет.
Наступает момент схватки Гамлета и Лаэрта, который желает, отомстить за смерть отца. Но и здесь между ними огромная разница. Лаэрт идет к свершению долга чести нечестным путем – он будет сражаться с Гамлетом отравленной рапирой. А Гамлет протягивает руку и просит у Лаэрта прощения за ненамеренно причиненное зло. Он и сейчас не может подозревать друга в предательстве. Для него цель не оправдывает средства.
Зло захлестывает место действия: гибнут Гамлет, Лаэрт, отравлена королева, заколот Клавдий. Повержена и та и другая сторона. Но победа все-таки на стороне Гамлета, на стороне сил справедливости, ибо не просто осуществлена кровная месть, а разоблачено зло и восстановлена справедливость. Гамлет удерживает Горацио от желания умереть вместе с ним, приняв яд, он просит друга рассказать миру о его жизни, он думает о потомках и судьбах своего королевства.
Развязка трагедии обращена к будущему. Может быть, те, кто придет на смену погибшим, будут жить по-другому. И, может быть, им поможет повесть о горестной судьбе датского принца, вставшего на борьбу за поруганную правду.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Проблема нравственного выбора в трагедии В. Шекспира “Гамлет”


ніч перед боєм скорочено
Проблема нравственного выбора в трагедии В. Шекспира “Гамлет”