О ШКОЛЕ И ШКОЛЬНИКАХ

Литературное чтение 4 клас – Н. Г. Гавриш – Генеза 2014

О ШКОЛЕ И ШКОЛЬНИКАХ

Разминка

Отгадай загадку.

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настаёт,

Меня за руку он берёт.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой…

В. Берестов

Разгадай шараду.

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом – школьный столик твой.

УСТНЫЙ СЧЁТ

Ну-ка в сторону карандаши.

Ни тетрадок. Ни ручек. Ни мела.

Устный счёт!

Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться.

И кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме.

В. Берестов

    О каком уроке рассказывает автор? Какое отношение к уроку у ребят? Найди подтверждение своим мыслям в тексте стихотворения.

УРОК РИСОВАНИЯ

Учитель положил на стол морковку.

Раскрыл альбом прилежный ученик.

“Вон тот бочок в тени. Дадим штриховку.

А этот – на свету. Положим блик”.

Малыш трудился, не жалея сил.

Штриховку на морковку наносил.

И всё ж явились рядышком с морковкой…

В. Берестов

    Какое задание дал учитель ученикам? Поразмышляй, что мог нарисовать рядом с морковкой ученик. Если затрудняешься с ответом, рисунок тебе поможет. Что бы тебе хотелось нарисовать на уроке? Объясни свой выбор. Как ты понимаешь значение слова прилежный?

Давай поиграем Какой твой любимый урок?

Найди семь аргументов, чтобы по-разному продолжить предложение:

Я люблю урок… потому что…

Разминка

Прочитай в лицах.

– Учитель у меня в портфеле!

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он – тут.

Его учебником зовут.

В. Берестов

Представь, что ты присутствуешь при споре третьеклассников. Помоги им: подскажи, какую букву надо выбрать из скобок, чтобы правильно написать слова.

Ш(е, о, и)к(а, о)лад, к(а, о)р(е, и)дор, т(е, ы)л(и, е)- фон.

Читаем

КАРУСЕЛЬ В ГОЛОВЕ

К концу учебного года я просил отца купить мне двухколёсный велосипед, пистолет-пулемёт на батарейках, самолёт на батарейках, вертолёт и настольный хоккей.

– Мне так хочется иметь эти вещи! – сказал я отцу. – Они постоянно вертятся у меня в голове наподобие карусели, и от этого голова так кружится, что трудно удержаться на ногах.

– Держись, – сказал отец, – не упади и напиши мне на листке все эти вещи, чтоб мне не забыть.

– Да зачем же писать, они и так у меня крепко в голове сидят.

– Пиши, – сказал отец, – тебе ведь это ничего не стоит.

– В общем-то ничего не стоит, – сказал я, – только лишняя морока. – И я написал большими буквами на весь лист:

ВИЛИСАПЕТ

ПИСТАЛЕТ-ПУЛИМЁТ

САМАЛЁТ

ВИРТАЛЁТ

ХАКЕЙ.

Потом подумал и ещё решил написать мороженое, подошёл к окну, поглядел на вывеску напротив и дописал:

МОРОЖЕНОЕ.

Отец прочёл и говорит:

– Куплю я тебе пока мороженое, а остальное подождём.

Я думал, ему сейчас некогда, и спрашиваю:

– До которого часу?

– До лучших времён.

– До каких?

– До следующего окончания учебного года.

– Почему?

– Да потому, что буквы в твоей голове вертятся, как карусель, от этого у тебя кружится голова, и слова оказываются не на своих ногах.

Как будто у слов есть ноги!

А мороженое мне уже сто раз покупали…

В. Голявкин

    О каких подарках мечтал мальчик? Что попросил его сделать отец? Почему папа решил купить сыну только мороженое? Как правильно записать названия предметов, о которых мечтал мальчик? Объясни, как ты понимаешь название рассказа. Прочитайте рассказ в лицах. О каких подарках мечтаешь ты? Запиши свои мечты.

Давай поиграем

Подбери к данным словам – названиям школьных предметов рифму.

Образец. Урок – сурок; пенал – сказал.

Линейка, ластик, учат, ручка, папка, карандаш.

Разгадай ребус.

Разминка

Проговори чистоговорку.

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

Ветер листья носит.

И осенний мелкий

Дождик моросит…

И. Лопухина

– Поработайте в группах: закончите предложения.

В художественном музее выставляются…

Музей-квартира – это музей, в котором можно увидеть…

В музее игрушки можно узнать…

Экспонаты Музея истории Киева рассказывают о…

Читаем

КУЛЬТПОХОД

Учитель нас привёл в музей,

Чтоб показать шедевры1.

Просил меня он и друзей

Ему не портить нервы.

И мы пообещали

И держим обещанье!

Слоняемся по залам –

Тишайшие созданья.

Мы принимаем у картин

Задумчивые позы.

Да, происходят иногда

С людьми метаморфозы2!

Девчонкам подаём пальто,

Им открываем двери,

И не толкается никто –

Глазам своим не верю!

И дружным строем мы домой

Отправились обратно.

Интеллигентными людьми

Побыть нам так приятно!

С. Войтюк

    Для чего приходят люди в музей? Что было главным для ребят в музее? Как они в музее себя вели? Как ты понимаешь значение слова интеллигентный? В случае затруднений воспользуйся толковым словарём. Какие превращения произошли в поведении учеников? Бывал ли ты в музее, где представлены произведения живописи? Что запомнилось больше всего? Расскажи об этом.

1 Шеде́вр – произведение, которое является высшим достижением искусства, мастерства.

2 Метаморфо́за – превращение, преобразование чего-либо.

И. Шишкин. Золотая осень

    Рассмотри репродукцию картины Ивана Шишкина “Золотая осень”. Какой период осени изобразил художник? Какие краски осени ты видишь на картине? Представь себя на осенней аллее. Расскажи о погоде в этот день. Какие звуки ты бы мог услышать? Составь рассказ о прогулке в осеннем лесу.

Разминка

Реши шараду.

Две нотки возьми и поставь их рядком –

И слово, с тобою игравшее в прятки,

Найдёшь не в лесу, не в пучине морской,

А просто на грядке.

Почему так говорят?

Вместе и беда легче переносится. 2. Вместе тесно, а врозь скучно. 3. Все за одного, один за всех.

Читаем

ПОДХОДЯЩИЙ УГОЛ

За то,

Что мы спорили с Вовкой

О том,

Сумеет ли бык

Совладать со слоном

И может ли рыба

Дышать под водой

С одною-единственной

Жаброй,

Нас в угол поставили:

Вовку – в пустой,

Меня – в подходящий,

Со шваброй!

Завидует Вовка,

А мне – благодать!

Со шваброй в углу

Интересно стоять:

То палку

Потрогать рукою,

То в щётку

Потыкать ногою…

А Вовка?

На Вовку мне больно

Смотреть:

Не знает, бедняга,

Куда себя деть, –

Один на один со стеною…

Пусть больше не спорит

Со мною!

М. Ясное

    О чём спорили мальчики? Где случился спор? Почему за такой спор учитель наказал мальчиков? Почему герой стихотворения назвал угол подходящим? Найди в тексте подтверждение того, что мальчик пожалел Вовку.

ШКОЛЬНАЯ СЕРЕНАДА1

Иванова, с полуслова

Ты зажгла в груди костёр!

Выйди, выйди, Иванова,

Поскорей ко мне во двор!

Из окошка, где цветочки,

Мне рукою помаши;

Этот носик, эти щёчки

До чего же хороши!

Эти глазки, эти ушки,

Этот модный, кружевной

Алый бантик на макушке,

Этот ранец за спиной,

Этот в ранце ластик новый,

Эта в клеточку тетрадь…

Выйди, выйди, Иванова,

Дай по алгебре2 списать!

Б. Вайнер

1 Серена́да – вечерняя, ночная почётная или приветственная музыка, обычно под окнами того, кого чествуют.

2 А́лгебра – раздел математики.

    Кому пел серенаду герой стихотворения? Он был искренен или льстил девочке? Как ты это понял? Для чего он это делал? Подумай, как отличить комплимент от лести. Какое настроение вызвала у тебя эта серенада?

Давай поиграем

Придумай и сделай комплимент однокласснику или однокласснице.

Разминка

Проверь себя. Прочитай четверостишие дважды, а потом расскажи его на память.

В дневнике заданье на дом. И стоят отметки рядом – До чего же хороши! Ну-ка, мама, подпиши!

В. Берестов

– Реши языковую задачу.

Коза – ко + (яйцо – й – о) = ?

Читаем

НУ, ЗАЯЦ!

Валентина Гавриловна посмотрела на часы и сказала:

– До конца урока осталось десять минут. Это время мы посвятим пройденному материалу. Кто нам напомнит, что мы проходили на прошлом уроке?

Галя подняла руку.

– Пожалуйста, Линейкина!

– На прошлом уроке вы нам рассказывали о зайцах. Зайцы относятся к классу млекопитающих, отряду зайцеобразных. Существуют два вида зайцев – заяц-беляк и заяц-русак. Зайцы очень осторожны и пугливы, потому что у них много врагов, которые их подстерегают. Это – хищники, например рысь, лиса, волк…

– Спасибо, Линейкина, садись. Дальше продолжит Котиков Вася! Ты меня слышишь? Ты что, опять спишь? Мне, видимо, придётся специально для тебя носить в школу будильник.

– Не сплю, я только глаза закрыл.

– Ах вот как? Тогда я очень попрошу тебя открыть глаза и продолжить ответ Линейкиной. На чём она остановилась?

– Она остановилась на этом, ну, на зайце. И ещё на волке. Волк – это хищник, а заяц – совсем наоборот… Волк всё время гоняется за зайцем, а тот – от него. И никак! Тот просто озверел!

– Подождите, подождите, Котиков!.. Не так быстро! Кто “тот”? Кто озверел?

– Ну, волк! У него всё равно ничего не выгорит!

– Так, так… Очень интересно. Ну-ка, поясни это на примере.

– А чего тут объяснять – вы же сами всё знаете. Ну, скажем, заяц влез на вышку для прыжков в воду, приготовился прыгать. А волк тоже на вышку влез, сзади тихонько подобрался, уже лапы вытянул и пальцами шевелит: сейчас, мол, голубчик, я тебя сцапаю! В это время заяц – раз! – оттолкнулся от подкидной доски и в воду! А волка этой доской – как подбросит! Он в воздухе сальто делает и всем туловищем о берег – шлёп! Умрёшь со смеху! А зайца только и след простыл!

Или другой случай из следующей серии. Заяц на эстраде выступает. Поёт. Голосом Робертино Лоретти1. А волк, чтобы его поймать, тоже на эстраду вылез. Для виду электрогитару взял, пытается играть. А гитара не играет. Волк видит: шнур со штепсельной вилкой болтается. Он вилку – в розетку! Тут его током как тряхнёт! Ну, потеха! В общем, не везёт ему, и всё!

– А по-моему, Котиков, это тебе не везёт! Садись. Если ты без телевизора жить не можешь, то хоть бы “В мире животных” смотрел. Больше пользы было бы!

1 Роберти́но Лоре́тти (род. в 1946 г.) – известный итальянский певец, прославившийся в детском возрасте.

Вася сел за парту, открыл учебник на том месте, где был изображён ушастый зверёк из отряда зайцеобразных, класса млекопитающих, и мрачно произнёс:

– Ну, заяц, погоди!..

Л. Каминский

    Почему этот рассказ можно назвать юмористическим? О чём попросила рассказать Валентина Гавриловна? Найди в тексте ответ Гали Линейкиной и прочитай его. О чём начал рассказывать Вася Котиков? Что посоветовала мальчику учительница? Почему последнюю фразу Вася произнёс мрачным голосом? Чьи слова он повторил? Рассмотри иллюстрации. В этих мультфильмах рассказывается о дружбе. Как называются эти мультфильмы и как зовут их героев?

Кадры из мультфильмов

Давай поиграем

Выучи мирилку.

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается…

И будем мы завидовать,

Завидовать всем людям –

Все будут видеть ясный день,

А мы с тобой не будем!

Э. Московская

Разминка

Выполни задание по образцу: “разложи” слова на части.

Образец. Листопад – листья падают.

Ледоход, рыболов, самокат, пчеловод, лесоруб, самосвал, трубочист, самолёт, сороконожка, овцевод, хлеборезка, газопровод, водопад, теплоход, носорог, утконос, скороварка, самоходка.

– Найди слово в слове, не изменяя последовательности букв.

Образец. Палатка – палатка, палатка.

Коробочка, командир, пластырь.

Читаем

БЫЛ НЕ КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ

В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу. Анна Петровна сказала мне:

– Вот, возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.

– А если я не запомню?

– Пиши, как запомнишь.

– А третий раз ни за что нельзя?

– В крайнем случае – можно.

Пришёл я домой. Прочёл два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово “окно” писать – через “а” или “о”. А что, если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я всё запомнил. Спрошу-ка я лучше у паны, можно мне заглянуть в третий раз или нет.

– Этот случай не крайний, – сказал пала. – Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.

Правило я забыл. Пришлось наугад писать.

Анна Петровна прочла рассказ.

– Что же ты слово “окно” через “а” написал?

Я говорю:

– Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.

В. Голявкин

    Как ты думаешь, герой этого рассказа старательный ученик или нет? Почему ты так считаешь? Как бы ты поступил на месте героя рассказа? Выбери одно из предложений и закончи его. Объясни свой выбор.

Случай, о котором говорится в рассказе, нельзя назвать крайним, потому что… 2. Случай, о котором говорится в рассказе, можно назвать крайним, потому что…

КРУТИ СНЕЖНЫЕ ВЕРТЯ

– Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя… – орал я на весь дом.

Я отложил книжку в сторону и с выражением прочёл:

Кроя мглою бурю кроет,

Крути снежные вертя…

Что-то не то. Я опять начал снова:

Буря мглою…

Я забыл вдруг, что буря кроет. Я стал думать и вскоре вспомнил. Я так обрадовался, что начал снова:

Буря кроет небо мглоет…

МГЛОЕТ? Что это такое? Мне стало не по себе. Такого, по-моему, не было. Я поглядел в книжку. Ну так и есть! МГЛОЕТА нету!

Я стал читать, глядя в книжку. Всё получалось, как в книжке. Но как только я закрыл книжку, я вдруг прочёл:

Утро воет небо могилою…

Это было совсем не то. Я это сразу понял. Я всегда вижу, когда не то. Но в чём тут дело, в конце концов? Почему я никак не запомню?

– Не нужно зубрить, – сказал старший брат, – разберись, в чём там дело.

Я стал разбираться: значит, буря покрывает небо своей мглою и в то же время крутит что есть силы снежные вихри. Я закрыл книжку и чётко прочёл:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Больше я не ошибался.

В. Голявкин.

    Как ты понимаешь слово зубрить? Какой совет дал герою рассказа старший брат? Помог ли совет мальчику? Расскажи, как ты учишь стихи. Представляешь ли себе то, о чём говорится в стихотворении? Сформулируй несколько советов одноклассникам о том, как учить стихи наизусть.

“УРОКИ ВСЁ-ТАКИ НАДО УЧИТЬ…”

…Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать.

У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова… А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос всё-таки не залетел, потому что у него был чересчур лёгкий хвост и он из-за этого крутился как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса ещё было далеко.

И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всём на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.

Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть… Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол – лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо как на пожар. И я оделся за одну минуту сорок восемь секунд весь как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки. В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки (ребят уже не было никого). Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошёл Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у неё секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чём не бывало. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и ещё на ходу сказала:

– Кораблёв, к доске!

У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить:

– Кораблёв! Что же ты? Я тебя зову или нет?

И я пошёл к доске.

Раиса Ивановна сказала:

– Стихи!

Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завёл:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь:

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь…

– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.

– Да, – сказал я, – это Пушкин. Александр Сергеевич.

– А я что задала? – сказала она.

– Да! – сказал я.

– Что “да”? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблёв!

– Что? – сказал я.

– Что “что”? Я тебя спрашиваю: что я задала?

Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:

– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:

Иллюстрация Владимира Ладягина

– Слонов! Не смей подсказывать!

– Да! – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.

– Ну? – сказала она.

– Что? – сказал я.

– Перестань ежеминутно чтокать!

Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.

– Читай. Наизусть!

– Что? – сказал я.

– Стихи конечно! – сказала она.

– Ага, понял. Стихи, значит, читать? – сказал я.

И громко начал:

– Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

– Ну! – сказала Раиса Ивановна.

– Что? – сказал я.

– Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперёд и продекламировал:

– Мужичонка!

Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку ещё внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щёлкал его по ногтю. И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:

– С ноготком!

И повторил всё вместе:

– Мужичонка с ноготком!

Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:

– Довольно, Кораблёв!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись…

Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

В. Драгунский

    Объясни значение выражений своих не узнаешь, вылетело из головы, как на пожар, во всю прыть. Знаешь ли ты, как называется стихотворение поэта Николая Некрасова, которое не выучил Денис Кораблёв? Рассмотри иллюстрацию (с. 21), она поможет тебе ответить на вопрос. Поработайте в группах. Составьте план рассказа и перескажите его по составленному плану. Помните, что план бывает кратким и развёрнутым, подробным. Для составления плана нужно:

Разделить текст на части (одна часть отличается от другой содержанием). В каждой части найти основную мысль и выразить её одним предложением. Записать получившиеся предложения. Они будут пунктами твоего плана. Перечитать план. Посмотреть, соответствует ли он содержанию текста. Передать содержание произведения, опираясь на пункты плана.

Сочиняем сами

Придумай небольшую историю, в которой была бы уместна данная пословица.

Зацепившись за пень, простоял весь день.

Разминка

Выполни задание по образцу: “сложи” слова.

Образец. Кофе варит – кофеварка.

Снег чистит. Землю роет. Полы трёт. Овощи режет. Кофе мелет. Сталь варит. Мясо рубит. Долго живёт. Басни пишет.

Отгадай загадки. У них одинаковые отгадки или разные?

Что за щёголь говорливый –

Хвост павлиний, нос орлиный?

Могут люди научить эту птицу говорить.

Пёстрая она, ручная, удивительно смешная.

Читаем

ПРОГОВОРИЛСЯ

Пала с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка тотчас же занялась тренировкой. Она начала учить попугая мяукать, лаять и говорить: “Здравствуйте, ребята!”. А как научила, захотела показать его своим одноклассникам. Пусть знают, какая она способная дрессировщица. Собралась с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой:

– Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.

– Вот ещё! – отказалась Ирочка. – Мне некогда! Отстань!

Она всякий раз говорила бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать: “Отстань!”, “Мне некогда!” или “Вот ещё!”.

Ирочка взяла клетку с попугаем и понесла её в школу. Струйки тёплого ветра несли с собой приятные запахи, светило солнышко, и Ирочка улыбалась, предчувствуя восторженные похвалы одноклассников.

В школе ребята окружили Ирочку:

– Спроси-ка его что-нибудь! Пусть ответит.

– Сейчас спрошу. Только вы не шумите, – приказала Ирочка и обратилась к попугаю:

– Будь вежлив, Чико, и поздоровайся с ребятами.

А попугай, вместо того чтобы сказать “Здравствуйте, ребята!”, взъерошился весь и крикнул Ирочке:

– Отстань! – наверное, вспомнил, как Ирочка отвечает бабушке.

Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая:

– А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико. Попугай покосился на Ирочку своим фиолетовым

Глазом и прохрипел:

– Вот ещё!

– А как собачка лает? – чуть не плача, спросила Ирочка. – Полай собачкой, Чико!

– Очень нужно! Мне некогда! – прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.

Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась:

– Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь!

– Как не хочет? – возразил Ирочке Алёша. – Он нам очень многое сказал. Верно, ребята?

Ю. Ермолаев

    Если бы тебя спросили, о чём этот рассказ, что бы ты ответил? О каких человеческих качествах рассказывается в этой истории? Для чего Ирочка дрессировала попугая? Почему попугай усвоил привычные слова девочки? О чём неожиданно узнали ребята? Обсуди с другом, как иначе можно озаглавить этот рассказ. Давай обсудим.

Как ты понимаешь слова внутреннее и внешнее, когда говорят о качествах человека? Можно ли сказать, что важнее: внутренние качества или внешние манеры? Как это можно объяснить на примере героини рассказа Юрия Ермолаева?

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Вопросы и задания для проверки

Прочитай фамилии писателей. Кто какое произведение написал?

Виктор Голявкин

“Урок рисования”

Андрей Усачёв

“Карусель в голове”

Валентин Берестов

“1 Сентября”

Рассмотри репродукцию картины Ивана Шишкина “Золотая осень” на с. 11. Выбери правильный ответ.

Картина Ивана Шишкина “Золотая осень” – это: 1) натюрморт; 2) пейзаж; 3) портрет.

Какие ещё картины этого художника ты можешь назвать?

Поработай над выразительным чтением любимого стихотворения о природе и прими участие в конкурсе на лучшего чтеца. Рассмотри иллюстрации. Пофантазируй и расскажи, на что похожи осенние листья клёна, липы, дуба. 


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


О ШКОЛЕ И ШКОЛЬНИКАХ


напевно усі успішні люди кар'єристи твір зно
О ШКОЛЕ И ШКОЛЬНИКАХ