Наша дружная семья

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Наша дружная семья

СЕМЬЯ

Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

Пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничей

избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склонясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!

Мария Тахистова

Какой вопрос беспокоит мальчика? Чем он вызван? Какой ты представляешь себе семью мальчика?

Какое настроение у этого произведения? Какими выразительными средствами ты сможешь его передать?

ОТКРЫТКА

Вовка грустно разглядывал разложенные на столе открытки. И зачем он их купил! Все открытки, конечно, очень красивые. Глаз

не оторвёшь! Но ни одна, ни одна из них не подходила для поздравления бабушки с днём рождения! Ужасно жалко, что все они адресованы кому угодно, только не бабушке:

ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ,

МИЛОЙ ТЁТЕ,

ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ,

НЕНАГЛЯДНОЙ ДОЧЕНЬКЕ.

Других открыток в магазине не оказалось. Вовка и набрал сгоряча таких, какие были. День рождения-то завтра! Открытку “ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ” тоже прихватил на всякий случай. Уж больно хороша! А теперь вот сиди и ломай голову, что с ними со всеми делать.

– Придумал! – наконец радостно хлопнул себя по лбу Вовка. – Допишу кое-чего – и порядок!

Он схватил фломастер и старательно засопел над первой открыткой. Через пару минут на открытке красовалось: “ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ моего дедушки”. Вовка ещё немного подумал и решительно добавил: “…которая стала его женой”. Чтобы уж точно никто не сомневался, что открытка предназначена именно Вовкиной бабушке. Но, к сожалению, необходимое пояснение оказалось длинноватым и неряшливо уползло далеко вниз. Не пойдёт!

Вовка принялся обрабатывать вторую открытку. Он долго что-то высчитывал, хмурил брови, щёлкал языком. В конце концов и эта открытка стала убедительно адресована бабушке. Кому же ещё, если на ней написано: “МИЛОЙ ТЁТЕ Асе моего двоюродного дяди Васи!”

Но во время чудесного превращения открытки Вовкина рука предательски дрогнула. В результате – отвратительная помарка. Опять вся красота насмарку. Вовка тяжело вздохнул и взялся за следующие открытки. Для третьей и четвёртой подробных дополнений не потребовалось. Получилось изящно и коротко: “ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ моей мамы и НЕНАГЛЯДНОЙ ДОЧЕНЬКЕ моей прабабушки о. Выбирай любую!

– Вот теперь супер! Класс! – довольно крякнул Вовка, причём так громко, что разбудил котёнка Классика, дремавшего на диване.

Классик решил, что хозяин приглашает его полюбоваться своей работой, бодро вскочил на стол и немедленно опрокинул прямо на открытки стакан с томатным соком, который Вовка собирался выпить, да так и забыт.

Вовка застонал от досады. Он выставил орущего Классика за дверь, забегал по комнате, бешено вращая глазами, потом плюхнулся на стул. Еле взял себя в руки.

Итак, оставалась одна открытка – ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ. “Шеф”, к счастью, не пострадал от сока.

– Сейчас и ты у меня станешь бабушкой, – зловеще прошипел Вовка и начал шевелить мозгами со страшной силой.

Надо сказать, что не напрасным было это шевеление. Через некоторое время на открытке нарядно извивалось: “ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ-повару нашей семьи”. То есть опять-таки бабушке!

Но буква “у”! Букву “у” из слова “шефу” необходимо было убрать! Иначе неграмотно! Ножичком, что ли, соскрести?

…Буква “у” стремительно исчезла под натиском лезвия. А на её месте с точно такой же скоростью образовалась дырка. Всё! Последняя открытка испорчена!

Вовка в сердцах швырнул “Шефа” на пол и рухнул на диван.

Утром все поздравляли бабушку с днём рождения. Вовка тоже чмокнул “новорождённую” в щёчку и вручил ей открытку небывалых размеров.

– Спасибо! Какая прелесть! – обрадовалась бабушка. – Это ты сам смастерил?

Вовка скромно шмыгнул носом. Открытка действительно удалась на славу: с цветами и сердечками, вырезанными из послания ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ, голубями и ленточками из МИЛОЙ ТЁТИ, с ящиком шампанского и обезьянкой в галстуке из ОБОЖАЕМОГО ШЕФА. И конечно же, с поздравлением от всей Вовкиной души.

Марина Дружинина

– Какую проблему пытался решить Вовка? Найди и прочитай отрывки, как мальчик придумывал изменения к поздравлениям. Менялось ли его настроение во время работы? Какие выразительные слова и выражения использовала писательница?

Какими ты представляешь себе Вовку и его бабушку?

На сколько частей можно разделить этот рассказ? Подбери заглавие к каждой части. Прочитай ещё раз рассказ по составленному плану.

ШУТКИ – ЭТО НЕ ШУТКИ

В кармане у Маши раздался звонок.

– Алло! – поднесла она к уху телефончик.

– Привет, – послышался голос дедушки. – Машенька, нужна твоя помощь! Ко мне прилетел гость с планеты Розалиус, а я очень занят. Побудь с ним до вечера!

– Хорошо, дедушка! – Маше очень нравилось, когда дед доверял ей важные дела. – А ты не против, если я позову Мишу?

– Конечно, не против. Главное, не давайте гостю скучать! – и дедушка положил трубку.

Вскоре позвонили в дверь. Маша и Миша, её лучший друг, наперегонки помчались открывать. Перед ними стоял высокий человек с синими волосами и цифрой 25 на голубом свитере.

– Здравствуйте! – сказал он.

– Добрый день! – поздоровались дети. – Проходите, пожалуйста!

– А Вы спортсмен? – с порога спросил Миша и указал на цифру.

– Я учёный. А 25-й – это моё имя, – улыбнулся розалианин.

Они сели на диван, и Маша решила начать разговор:

– Вы любите цирк?

– Цирк? Не знаю… – пожал плечами Двадцать Пятый. – На нашей планете “цирк” не водится.

– Вот бедняги! – шепнула другу Маша. – Быстрее включай видеовизор!

Миша нажал нужную кнопку, и на экране появились два клоуна. Они задорно колотили друг друга надувными бананами.

– Ха-ха-ха!.. – засмеялся Миша, как от щекотки.

– Хи-хи-хи!.. – залилась смехом Маша.

– Хмм… – сказал гость. – Разве это смешно, когда люди друг друга бьют?

– Они же дерутся понарошку, шутят, – объяснил Миша.

Двадцать Пятый поднял синие брови:

– А как это – “шутят”?

– Шутить – это делать, чтобы всем было весело, – растолковала Маша. – Помнишь, Миша, как мы подменили семена твоей бабушке? Вместо арбузов у неё на грядке выросли красные двухметровые огурцы с Сатурна! Бабушка чуть не упала в обморок, но потом передумала и рассмеялась! – Миша украдкой глянул на гостя и решил сменить тему:

– Скажите, а сказки на Вашей планете есть?

– Сказки? Ммм… – загудел Двадцать Пятый. Он включил на всю мощь свою скоростную память. – А какие они… на вкус? – спросил он.

– Сказки – они очень, очень сказочные! – терпеливо разъяснила Маша. – В них приключения, волшебники, ковры-самолёты… В сказке слон может превратиться в маленькую мышку!

– О, это запросто! – улыбнулся наконец гость. – Только понадобится преобразователь последней модели, моё личное изобретение… А летающие ковры у нас только в музеях, как устаревшее средство передвижения.

– А волшебство как же? – заволновалась Маша. – …И что Вы читаете перед сном вашим детям?

– Справочник по химии – мой сын сразу засыпает.

Маша и Миша растерянно переглянулись.

– Детям без сказок нельзя – они так заржаветь могут!

Девочка сбегала в детскую и вернулась с большущей горой книг. – Читайте на здоровье! – обратилась она к гостю. – Я всё равно их уже наизусть знаю.

– Спасибо! – Двадцать Пятый засиял от радости, и вся комната озарилась серебристым светом.

“Пи-пи-пиии!” – запищала у него какая-то кнопка.

– Извините, мне пора зарядиться. Ушло много энергии…

Гость прощался с ребятами, когда в комнату вошёл дедушка.

– Спасибо за всё, – пожал ему руку инопланетянин. – Было очень интересно: и цирк, и шутки, и сказки…

– Я знал, что Вам будет полезнее всего пообщаться именно с детьми, – хитро прищурился дедушка.

Наутро с Розалиуса пришла космограмма.

– Долетел хорошо. Закажите, пожалуйста, сто билетов в цирк. С приветом, Двадцать Пятый, – прочитала Маша. И вдруг листик в её руках превратился в воробья! Воробей сказал “мяу” и выпорхнул в окно…

Елена Камова

С какой просьбой обратился к Маше дедушка? Охотно ли девочка согласилась ему помочь?

Кем оказался новый знакомый дедушки?

С чем познакомили дети инопланетянина? Что его удивило в их рассказе?

Какие иллюстрации можно было бы сделать к этой сказке? Расскажи, какой эпизод тебе хотелось бы проиллюстрировать.

“…Я ПОМНЮ РУКИ МЕТЕРИ МОЕЙ…”

…Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносили мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата…

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

“Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!”

Николай Рыленков

– Выразительно прочитай стихотворение. Какие ещё стихи о маме ты знаешь?

Народная мудрость

Материнская ласка конца не знает.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Знакомимся с картиной В. ВОЛЕГОВ. “ЛЕТНИЙ ПОРТРЕТ”

Поэтическое изображение матери с ребёнком, прославление материнской любви. К этой теме в течение многих веков обращаются не только писатели, но и художники.

Вглядись в репродукцию картины “Летний портрет”. На залитой солнцем террасе молодая мама читает дочери книгу. Малышка внимательно слушает, удобно устроившись на материнских коленях. Видишь, как ей тут спокойно и хорошо! Дочурка очень хочет помочь маме – старательно переворачивает маленькими пальчиками странички книги.

Владимир Волегов. Летний портрет

Так хочется, чтобы никто не потревожил минут их общего увлечения! Даже солнце стеснительно прячется в облаках, затихает лёгких! летний ветерок.

Какие краски преобладают на картине? Почему? Что этим хотел передать художник? Какие размышления вызывает у тебя эта картина?

Какие ещё картины с изображением матери и ребёнка ты знаешь? Кто их написал? Где их можно увидеть?

Какие музыкальные произведения на эту тему ты помнишь?

Первый человек, которого мы любим в жизни, – конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие писатели обращались в своём творчестве к этой теме. Одни – печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие – с юмором вспоминая детские проделки. Но всё же эти произведения отличает общее настроение: мама – это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.

Послушай два произведения в исполнении учителя. Постарайся определить общее настроение этих произведений. не перечитывая их.

МАТУШКА

(Отрывок из повести “Детство”)

Когда я стараюсь вспомнить матушку, мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная рука, которая так часто меня ласкала.

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было её лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно, если она не изменяет его, то оно обыкновенно.

По Льву Толстому

ПРОСТОЕ СЛОВО

На свете добрых слов живёт немало,

Но всех добрее и нежней одно –

Из двух слогов простое слово “ма-ма”,

И нету слов роднее, чем оно!

Игорь Мазнин

– С похожим ли чувством писатели Л. Толстой и И. Мазнин употребляют слово мама? Найди и прочитай те слова из произведений, которые передают преклонение авторов перед женщиной-матерью. Какие слова тебе хотелось бы добавить?

– Какое произведение раздела произвело на тебя самое яркое впечатление? Что наиболее тебя удивило – построение сюжета или убедительные языковые средства?

Как ты считаешь, удалось ли автору понравившегося тебе произведения точно выразить настроение героев, изобразить словами яркие, запоминающиеся картины? Обоснуй свой ответ.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Наша дружная семья


картина козача левада
Наша дружная семья