МИР ПРИРОДЫ – МИР ВОЛШЕБНЫЙ!

Литературное чтение 4 клас – Н. Г. Гавриш – Генеза 2014

МИР ПРИРОДЫ – МИР ВОЛШЕБНЫЙ!

Разминка

Отгадай загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает.

– Рассмотри иллюстрации и закончи предложение.

Лес – это дом родной для…

Читаем

ПОДАРОК

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей

за окном золотой птицы.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошёлку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал “Вокруг света”…

Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.

– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате – она всю зиму будет зелёная.

– Зачем

ты её выкопал, чудак? – спросил Рувим1.

– Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и надоумил. “Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там берёзы-двухлетки растут, как трава, – проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима). Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студёную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зелёный лист, когда во дворе снег валит как из мешка”.

– Я не только о лете, я ещё больше об осени жалею, – сказал Рувим и потрогал тоненькие листья берёзы.

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землёй и пересадили в него маленькую берёзу. Ящик поставили в самой светлой и тёплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветви берёзы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у неё уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.

1 Руви́м Фраерма́н – писатель, автор повести для подростков “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”.

В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. Горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у ещё нестарого человека. Но берёза в комнате, казалось, всё молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в тёплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошёл. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, сквозь неё уже видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождём.

Я вернулся в комнаты; в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.

Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, освещённых белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей. Последняя память о лете исчезла.

Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зелёную листву на берёзе.

– Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибли от многих вещей – от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

А дед Митрий… узнав об этой маленькой истории с берёзой, истолковал её по-своему.

– Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с моё, тогда и спорь. А то ты со мной всё споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя ещё времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало – вот и прикидываем, что к чему на земле притёсано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту берёзу. Ты мне про лесничего не говори, я наперёд знаю, что он скажет… Ты про берёзу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся1 перед всяким живым существом. А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдёт. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей берёзе не облететь, когда все её товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.

1 Чва́ниться – то же, что зазнаваться.

– Ну, это ты, дед, загнул, – сказал Рувим. – С тобой не столкуешься.

Дед захихикал.

– Ослаб? – спросил он язвительно. – Сдаёшься? Ты со мной не заводись – бесполезное дело.

Дед ушёл, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.

Берёзку мы высадили в сад, под забор, а её жёлтые листья собрали и засушили между страниц “Вокруг света”.

К. Паустовский

– Почему Ваня подарил приезжим берёзку? Расскажи, как позаботились о берёзке взрослые.

– Найди в тексте и прочитай, как менялся лес осенью. Что изменилось в природе с первым заморозком? Что произошло с берёзкой?

– Как объяснили состояние берёзки лесник и дед Митрий? Найди в тексте аргументы, которые подтверждают, что герои рассказа любят природу.

– Можно ли назвать автора рассказа любителем природы? Почему ты так думаешь?

– Найди в тексте выделенные слова, описывающие берёзку. В прямом или переносном значении они употреблены?

– Объясни, как ты понимаешь значение выражений в сердцах хлопал дверью, со мной не заводись.

Сочиняем сами

Прочитай и отгадай загадки.

1.Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане, в зелёном полушалке.

2. Изба бе́лена, а маковка1 зелена.

1 Ма́ковка – здесь: верхушка.

Сочини свою загадку о каком-нибудь растении (дереве, цветке, траве, лесной ягоде) и загадай одноклассникам. В случае

Затруднений воспользуйся иллюстрациями на с. 26.

Проведите в классе конкурс на лучшую загадку.

Разминка

Прочитай предложение. Подбери слова в переносном значении для описания солнышка, запиши их.

Золотыми пальчиками солнце Расписалось в книге голубой.

– С 1974 года 5 июня во всём мире отмечают Всемирный день окружающей среды. У каждого Всемирного дня окружающей среды – своя тема. Прочитай примеры таких тем.

Дети и окружающая среда.

Леса: используя услуги природы.

Нужны моря и океаны! Живыми, а не мёртвыми.

Предложи свою тему. Объясни свой выбор.

– Рассмотри иллюстрации. Пофантазируй: какую иллюстрацию ты можешь предложить как эмблему для Всемирного дня окружающей среды? Опиши её.

Читаем

ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ

– Ну, что новенького пишут? – сказала Катя Косте Палкину, когда Костя Палкин с газетой в руках вышел во двор.

Костя всегда выходил во двор с газетой. Несмотря на свой сравнительно ещё небольшой возраст, он очень любил читать газеты. И тут же рассказывал их содержание Кате и Мане.

– Да вот, про защиту природы пишут, – сказал Костя. – Сейчас все лучшие люди природу защищают. А плохие люди природу портят. Деревья ломают, леса не берегут, реки засоряют. Если так дальше дело пойдёт, никакой природы не останется!

– А почему мы природу не защищаем? – сказала Катя. – Давайте тоже природу защищать!

– Давайте! Давайте! – закричала Манечка. – Чур, я первая!

– А где же мы её будем защищать? – сказал Костя. – Во дворе, что ли?

– А что, у нас во дворе природы нет? – сказала Катя. – Ещё как есть! Давайте объявим День защиты природы в нашем дворе!

И они так и порешили. Объявить День защиты природы в их дворе. Они вышли во двор пораньше и стали сторожить, чтобы никто по газонам не бегал. Но никто и не бегал.

Ещё они сторожили, чтобы деревья не ломали. Но никто не ломал.

– А вдруг кто-нибудь будет цветы на клумбе рвать? – сказала Катя. – Надо смотреть в оба.

Смотрели, смотрели… Вдруг какая-то маленькая собачка как прыгнет в клумбу! И принялась цветы нюхать.

– Брысь! – замахали руками Катя с Маней. – Вон из клумбы!

А собачка на них поглядела, хвостиком помахала и давай снова цветы нюхать!

– Не нюхай! – кричат Катя с Маней. – Уйди с клумбы! Сломаешь цветы!

А собачка на них поглядела и принялась какую-то травинку жевать.

– Плюнь! Ты зачем природу портишь? – кричат Катя с Маней и бегают вокруг клумбы, хотят собачку прогнать.

А собачка стоит себе в клумбе и уже другую травинку жуёт, на Катю с Манечкой никакого внимания не обращает!

Тогда Катя с Маней не выдержали и в клумбу полезли. Манечка хотела собачку схватить, да растянулась, шлёпнулась прямо на георгины, два георгина сломала. Собачка убежала, а из окна дворник тётя Сима кричит:

– Эй, опять на клумбу полезли?! Опять хулиганите?! Я вам покажу, как цветы ломать!

Вот тебе и День защиты природы!

– Ничего, – сказал Костя Палкин. – Вы не огорчайтесь. Животные – это тоже природа. Давайте защищать животных в нашем дворе.

– Давайте! – обрадовалась Катя.

– Давайте! Давайте! – закричала Манечка. – Давайте нашего кота Мышкина будем защищать!

– Вашего Мышкина никто не обижает, – сказал Костя. – А надо проверить, вдруг в нашем дворе к животным кто-нибудь плохо относится?

– А как же мы проверим? – сказала Катя.

– Надо ходить по квартирам, – сказал Костя. – Вы идите в этот подъезд. А я пойду в тот. И если вы увидите, что кто-нибудь животных не кормит или ещё как-нибудь обижает, мы напишем письмо в журнал “Друг природы”.

– Правильно, – сказала Катя. – Пошли, Мань.

И они стали звонить подряд во все квартиры, заходить и спрашивать:

– Скажите, пожалуйста, у вас есть какие-нибудь животные?

– Есть, – сказали в пятой квартире. – У нас канарейка, а что?

– А вы её кормите? – сказали Катя с Маней.

– Конечно.

– А вы с ней гулять ходите?

– Ну конечно, мы её на цепочке водим, – засмеялись в пятой квартире. – Видно, вам, девочки, делать нечего – вы тут всякие глупые вопросы задаёте!

– Ничего подобного! Просто мы животных защищаем! Если вы вашу канарейку обидите, мы возьмём и про вас письмо напишем в журнал “Друг природы”!

– Да что вы привязались? Не думаем мы канарейку обижать! Откуда вы только взялись на нашу голову!

В тринадцатой квартире им открыл какой-то мальчишка, на вид пятиклассник. Оказалось, что в этой квартире живёт кошка с котятами.

– Ты свою кошку кормишь? – спросили Катя с Маней у пятиклассника.

– А что?

– Как – что? Кормишь ты свою кошку, мы спрашиваем?

– А вам какое дело!

– Очень даже большое! Кошек надо кормить, понятно? И котят тоже.

– Неужели? – удивился пятиклассник. – А я и не знал! Спасибо, что сказали!

– На здоровье! А ты их не бьёшь?

– Кого?

– Котят с кошкой.

– Бью. Палкой. С утра пораньше, – сказал пятиклассник и вытолкал Катю с Маней за дверь.

– Подумаешь какой!.. – сказала Манечка.

В тридцать первой квартире за дверью жалобно скулила собака, но хозяева не открывали.

– Дома никого нету, – сказала Катя. – Бедная собачка! Она, наверно, голодная! Надо будет сюда снова прийти, покормить её…

В сороковой квартире жила немецкая овчарка. Когда Кате и Манечке открыли дверь, она выскочила на площадку и принялась обнюхивать их.

– Ай! – испугалась Манечка. – Уберите её, пожалуйста…

– Вам чего, девочки?

– Ничего, спасибо, мы дверью ошиблись!.. А скажите, пожалуйста, вы вашу собаку не обижаете?

– Зачем же её обижать? Она у нас умная, две медали имеет.

– Большое спасибо.

– Ну как? – сказал Костя Палкин, когда они вышли из подъездов и встретились во дворе. – Кого-нибудь защитили?

– Нет, – сказали Катя и Манечка. – Надо в другой подъезд пойти.

– И я никого, – сказал Костя. – Не повезло что-то… Может, завтра повезёт!

– Ка-а-тя! Ма-а-нечка! – позвала из окна Вероника Владимировна. – Идите домой!..

– Где вы были? Я уже целый час кричу! – сердито сказала она, когда дочки вернулись. – Стоит вам выйти на улицу, как вы сразу голову теряете. Все свои обязанности тут же забываете! Готовы с утра до вечера гулять, а хомяки ваши бедные голодные сидят. И клетка у них грязная! И рыбкам давно воду поменять надо!.. А за песком для Мышкина опять мне бежать? Три дня вас уже прошу – допроситься не могу!!! Неужели вам животных не жалко! Безжалостные какие дети!

По И. Пивоваровой

– Какое любимое занятие было у Кости Палкина?

– Как решили девочки защищать природу? Найди в тексте описание, какую “охранную” работу с растениями проводили девочки во дворе?

– Прочитайте с одноклассниками в лицах диалоги девочек с жителями дома. Как оценили соседи старания детей?

– Как ухаживали за своими домашними животными Катя и Маня? В чём ошибка девочек?

– Есть ли у тебя домашний любимец? Расскажи, как ты за ним ухаживаешь.

– Составь план рассказа и подготовься к пересказу.

Сочиняем сами

Составь листовку на тему защиты природы: сформулируй несколько правил защиты растений и животных. Оформи её красочно.

Разминка

Выучи наизусть стихотворение. Сформулируй одним предложением основную мысль произведения.

ДРУЗЬЯМ О ДРУЗЬЯХ

Собаки – друзья человека,

Однако

Об этом не каждая знает собака.

И прежде, чем лапу Бульдогу пожать,

Узнайте – не будет ли Друг возражать…

Ю. Кушак

Отгадай загадки.

1. Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает, нектар собирает.

2. Хоть имеет много ножек,

Всё равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

3. С ветки – на тропинку,

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка,

По травам и былинкам –

Перепрыгнет и тропинку.

Читаем

ВЕТЕРОК ПОДУЛ

Нежная травинка протягивает к голубому небу длинный изогнутый листочек, как ладошку солнцу, собирая ласковый свет, и зеленеет, зеленеет…

Рано утром озорной солнечный лучик прикоснулся к капельке росы, спящей на изумрудной травинке. Проснувшись, росинка засияла от радости: новый день начался!

– Доброе утро, – сказала она травинке.

– Доброе прекрасное утро, – ответила та.

Неожиданно ветерок подул, и росинка, не удержавшись, скатилась вниз и упала на большой лист клёна на земле. Очнувшись, росинка увидела неподалёку гусеницу. Вдруг с неба рядом с гусеницей упал кузнечик.

– Ты кто? – спросил её запыхавшийся прыгун.

– Я гусеница. А ты?

– Я кузнечик. Вот и познакомились.

– Это короткое знакомство, – сказала грустно гусеница.

– Почему?

– Мне надо спрятаться вон на том дереве. Со мной должно произойти что-то очень важное…

– Тебе тяжело ползти?

– Нет, не тяжело. Я так устроена: изгибаюсь, поднимаюсь чуть вверх и продвигаюсь вперёд.

– А я прижимаюсь к земле, отпускаю задние ножки и прыгаю.

– Мне тебя не понять.

– И мне тебя. Хочешь, я возьму тебя и прыгну на дерево? Так будет легче и быстрее. Давай попробуем.

– Давай.

Кузнечик осторожно взял гусеницу передними ножками и хотел было прыгнуть, но не тут-то было.

– Что, я такая толстая и тяжёлая?

– Нет, нет! Просто на двоих немного не хватает силы.

– Я доберусь сама. Спасибо тебе, кузнечик.

– Тебе обязательно заползать на дерево?

– Обязательно!

– Откуда ты знаешь?

– Это внутри. Кто-то подсказывает мне, и я знаю, что делать, только не знаю, зачем делаю и что будет дальше. Вот ты знаешь, почему ты такой прыгун?

– У меня в роду все прыгуны!

– Вот и у меня все-все родственники гусеницы.

– Даже самые первые?

– Какие самые первые?

– Самые-самые первые родители, от которых все произошли?

– Конечно! И у тебя самые первые родители такие же были, как и ты. Иначе откуда бы ты взялся.

– Да, значит, я не могу быть гусеницей, а ты не можешь быть кузнечиком.

– Не могу.

– Что же нам делать?

– Ничего особенного – оставаться такими, какие мы есть. – И по силам делать добро и помогать друг другу.

– Я не сумел тебе помочь.

– Ты помог мне ласковым словом и желанием облегчить мой труд. Теперь я легко заползу на дерево. Прощай, мой добрый друг!

– Прощай, доброго пути!

Долго ползла гусеница к дереву и наконец нашла на нём укромное местечко. Из её брюшка появилась серебристая нить, которой она стала обвиваться. Постепенно у неё получился мягкий, тёплый, очень уютный и прочный домик. Когда он был закончен, гусенице сильно захотелось спать.

– Что со мной?! Где мой друг кузне… – подумала она с тоской и глубоко-глубоко уснула.

Много дождей и ветров прошумело вокруг домика гусеницы.

Однажды гусеница очнулась. В домике было тесно, и она, пожевав мягкие нити, проделала выход. Выбравшись из своего убежища, она с удовольствием вдохнула свежий воздух, потянулась, её красивые серебристо-голубые крылышки расправились, и она полетела!

– Я не гусеница, я ба-бо-чка! – радостно запела она на лету.

Присев на высокий красный цветок, бабочка решила подкрепиться нектаром и оглядеться вокруг. Вдруг цветок закачался. Под собой она увидела молодого кузнечика золотистого цвета, зацепившегося за стебель.

– Позволь представиться – кузнечик.

– А я бабочка.

– Хочешь, я сыграю тебе на своей скрипке?

– Хочу. Мне нравится твоя мелодия.

– Разве мы знакомы?

– Помнишь толстую некрасивую гусеницу, которой ты хотел помочь залезть на дерево?

– Помню.

– Это я!

– Голубая Принцесса, ты была той гусеницей! Чудеса! Какая ты красивая!

– И ты красивый! Доброе сердце в любом обличии прекрасно!

– Как произошло с тобой такое преображение?

– Не знаю, дорогой кузнечик. Для меня обретение красоты непостижимо. Она даётся свыше! Есть Сила, которая раздаёт дары всем существам…

– Принцесса, я знаю, эта Сила – Любовь!

По И. Медведеву

– О чём разговаривали кузнечик и гусеница? Что важное они узнали друг о друге?

– Как кузнечик хотел помочь гусенице? Почему не получилось помочь?

– Найди в тексте и прочитай, как гусеница превращалась в бабочку.

– Как ты понимаешь значение выражения не тут-то было? Определи, в каком из данных предложений оно употреблено правильно.

1. Думала, встану на ролики и сразу покачу, да не тут-то было. 2. Прибежал я на спортивную площадку, да не тут-то были соревнования.

– Найди и прочитай главные слова в этом тексте. Что ты сам думаешь о значении любви в жизни природы и человека?

Давай обсудим

Задумываешься ли ты о том, как проявляется любовь близких к тебе и как ты можешь проявить свою любовь к ним? Расскажи об этом.

Давай поиграем

Рассмотри иллюстрацию и прочитай подпись к ней. Какое слово пропущено? Подумай, как называется машина и почему. Слово-подсказка есть в прочитанном тексте.

Плавающая… машина высокой проходимости

Разминка

Прочитай стихотворение-перевёртыш. О каких двух словах идёт речь?

Всё лето я двести готов:

Вот жёлтенький цветок, вот красный.

Перевернёшь – и нет цветов,

Один подземный шум неясный.

С. Васильев

Научись быстро и без ошибок произносить скороговорку.

У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки?

Отвечаю почему – чёлка пчёлке ни к чему.

Почему так говорят?

При настойчивости можно иглой колодец выкопать.

Читаем

СКАЗКА ОБ ОДУВАНЧИКЕ, ВЫРОСШЕМ НА АСФАЛЬТЕ

Вы говорите, что так не бывает?

Но как-то раз крошечное семечко под пушистым белым парашютиком упало не на землю, а на дорогу, по которой днём и ночью мчались автомобили. И это семечко проклюнулось, и тоненький корешок нашёл трещину в асфальте – таком прочном и твёрдом асфальте! Корешок проник в трещинку и, хоть было это совсем нелегко, добрался до спрятанной под дорогой земли.

А потом… Над асфальтом тоже идут дожди, точно так же как над всеми парками и скверами города. Маленький одуванчик бесстрашно распустил зелёные зубчатые листья – ни одна удивлённая машина не посмела смять их колёсами, – и очень скоро навстречу небесному солнцу доверчиво раскрылось на асфальте яркое жёлтое солнышко.

Прохожие, заметив цветок на дороге, улыбались восхищённо и почему-то так смущённо, как будто одуванчик совершил то, о чём они сами давно мечтали, но так и не осмелились сделать. Улыбались – и проходили мимо. Ведь люди постоянно спешат, им всегда не хватает времени на самые важные вещи.

Некогда было и пчеле, пролетавшей над дорогой, но всё же она из чувства долга задержалась на минутку и опустилась на цветок.

– Надо же! – воскликнула пчела. – Ты – живой! А я думала, тебя сорвали в поле и выкинули из машины! Я хотела тебя пожалеть…

По Л. Ливень

– Как маленькое семечко смогло прорасти на асфальте? Почему автор называет одуванчик бесстрашным? Что восхищало людей при взгляде на одуванчик?

– Перескажи сказку от имени одуванчика.

– Подбери к тексту другое название. Объясни свой выбор.

– Рассмотри иллюстрацию. Соответствует ли она прочитанному тексту? Почему ты так думаешь?

Сочиняем сами

Мысленно остановись у дороги, где вырос одуванчик. Представь, что тебе удалось поговорить с ним. Чтобы бы он мог рассказать тебе о дороге? Включи в свой рассказ краткое описание одуванчика. Воспользуйся иллюстрацией.

Восстанови текст стихотворения, правильно расставив строчки.

Маме отнесу бродягу.

И тихонько шаг за шагом

Спрячу в ларчик малыша.

Солнца луч скользнул в окошко.

Аккуратно, чуть дыша,

Я зажму его в ладошке.

С. Суворова

Отгадай загадку.

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не даётся.

Подите приведите четырнадцать коней,

Подите позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять,

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Корнеи Чуковский

Читаем

ПОДОРОЖНИК

Давным-давно жил-был лесник с маленькой дочкой. Жили они дружно, никогда не скучали. Но однажды весной пришла в их дом беда. На ту пору у лесника много работы было. С утра до позднего вечера пропадал он в лесу. Весеннее тепло обманчивое. Солнце пригреет – жарко, а разденешься – тут холодом и прихватит. Простудился лесник и расхворался не на шутку. В жару мечется, кашлем заходится. Маленькая дочка с ног сбилась, за отцом ухаживая, а болезнь не отпускает, и совета спросить не у кого. До ближайшего села дня три идти, а по весенней хляби1 и за неделю не доберёшься. Села девочка на крылечко, пригорюнилась. А на плетне ворон сидел. Посмотрел на неё и спрашивает: “Из-за чего плачешь?”.

Поведала ему девчоночка о своём горе, задумался ворон и говорит:

– Хорошему человеку надо помочь. Есть лекарство для твоего отца. В самой чаще дремучего леса живёт старуха-вековуха. Есть у неё колодец с водицей – не простой, целебной. Только добраться до неё не просто. Хитра старуха, дорожки умело запутывает.

Страшно идти в чащобу, а делать нечего. Отправилась лесникова дочка за целебной водицей. Дошла до развилки: одна дорожка прямая, чистая, а другая бурьяном да колючками поросла. Подумала, подумала девочка и выбрала тропку, что похуже. Коли вековуха свой дом прячет, то вряд ли к нему прямая тропка приведёт. Долго ли, коротко ли шла маленькая путница, руки о колючки изодрала, ноги о коряги сбила, а всё же добралась до избушки. Постучала в дверь, выглянула ведьма: лицо сморчком, нос крючком. Поклонилась ей девочка.

– Здравствуй, бабушка. Пришла я к тебе с просьбой. Сказывают, есть у тебя колодец с целебной водицей. Не дашь ли мне чуточку для моего отца?

“Экая шустрая девчонка, избушку нашла, в лесу не заплутала, руки-ноги изранила, а не жалуется”, – удивилась ведьма и говорит:

– Водицы-то дать можно, только сначала службу сослужи. Избу прибери, шерсти напряди да обед приготовь.

Девочка ростом мала, а к работе приучена. Всё у неё в руках спорится. Вмиг в доме прибрала, тесто поставила, а пока тесто подходило, шерсти напряла. Поглядела вековуха, как ловко гостья с хозяйством управляется, и задумала её у себя оставить. Между тем девочка дела закончила и спрашивает:

1 Хля́би, хлябь – з д е с ь: непогода с дождём и слякотью.

– Дашь ли теперь мне водицы целебной?

Ведьма и рада бы отказать, а не может: если человек три задания выполнил, просьбу его надо исполнить, иначе колдовство уйдёт и превратится водица из волшебной в простую.

– Так и быть, бери, – отвечает вековуха. – Только, чур, уговор. Если ты в другой раз ко мне за водицей придёшь, то, не обессудь, останешься у меня жить.

А сама девочке кувшин протягивает. С виду хороший, крепкий, но в донышке у него трещинка неприметная. Обрадовалась девочка, старуху поблагодарила, кувшин наполнила и побежала домой. Бежит со всех ног и не видит, что вода по калле из кувшина вытекает. Спохватилась, когда кувшин наполовину опустел. “Видно, расплескала по дороге”, – огорчилась девочка. Замедлила шаг. Осторожно ношу несёт, а вода всё убывает. Пока добралась до опушки, где их избушка стоит, – и донышко стало видно. Только тут девочка заметила, что кувшин худой1. Заплакала бедняжка горючими слезами, на землю без сил опустилась и видит: где последняя капля упала, выросла трава с листьями круглыми, блестящими, тёмно-зелёными. Оглянулась, а трава эта вдоль всей дорожки поднялась.

“Может, к ним сила живой воды перешла?” – подумала девочка. Сорвала она листок, приложила к израненной руке, боль и прошла.

Обрадовалась девочка, что не надо ей к ведьме возвращаться. Стала она отца отваром из целебных листьев поить. Лесник и поправился. Зажили они по-прежнему. А травой этой с тех пор кашель лечат, раны заживляют. Растёт она всегда вдоль дорожек и тропинок. Так её и зовут – подорожник.

Т. Крюкова

1Худой – з д е с ь: дырявый, испорченный.

– О чём горевала девочка на крылечке дома? Что посоветовал девочке старый ворон?

– Как встретила старуха отважную девочку? В чём проявилось коварство старухи?

– Как обнаружились целебные свойства придорожной травы?

– Как ты понимаешь значение выражения с ног сбилась?

– Почему эту историю можно назвать сказкой? Знаешь ли ты другие сказки о целебных растениях?

– Найди интересную информацию об одном из целебных растений, которые ты видишь на иллюстрации. Обратись в библиотеку или воспользуйся Интернетом, чтобы подготовить сообщение об этом растении.

Ромашка Шиповник Календула

Разминка

Отгадай загадку.

Рот есть – не говорю.

Глаза есть – не мигаю.

Крылья есть, да не летаю.

Ног нет, да не догонишь.

– Найди “лишнее” слово в каждом ряду. Подсказка: все слова в ряду должны быть “осенними”.

1. Листопад, снегопад, водопад, заморозки.

2. Прохлада, жара, туман, сумрак.

Читаем

Красота осенней природы восхищала и вдохновляла многих поэтов и художников. Их произведения рассказывают о разных периодах осени, они разные по настроению, но в каждом чувствуется любовь к природе.

“НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…”

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

С. Есенин

– Какое сравнение к описанию осеннего солнца подобрал поэт?

– Как ты понимаешь значение выражения дремлет взрытая дорога?

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья1.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

– О каких признаках осени говорится в стихотворении?

– Какие слова поэт употребляет в переносном значении?

– Как ты думаешь, почему слово Осень в стихотворении поэт написал с большой буквы?

– Найди строки, в которых речь идёт о настроении поэта.

1 Благовонья – з д е с ь: аромата.

– О каком периоде осени рассказывает каждое стихотворение?

– Рассмотри репродукцию картины Исаака Левитана “Октябрь. Осень”. Какому стихотворению соответствует этот пейзаж – “Нивы сжаты, рощи голы…” Сергея Есенина или “Осень” Константина Бальмонта?

И. Левитан. “Октябрь. Осень”

Давай поиграем

Отгадай загадки. Какая из них содержит приметы осени?

1. Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.

2. Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Вопросы и задания для проверки

1. Прочитай фамилии писателей. Кто какое произведение написал?

Сергей Есенин

“День защиты природы”

Константин Паустовский

“Нивы сжаты, рощи голы…”

Ирина Пивоварова

“Подарок”

2. Прочитай названия всех месяцев в году, расположи их в том порядке, в котором они следуют, начиная с Нового года. Укажи, какие месяцы зимние, какие – весенние, летние и осенние.

Декабрь, февраль, январь, апрель, март, май, июль, июнь, август, сентябрь, ноябрь, октябрь.

3. Поработайте в группах. Каждая группа выбирает одну линейку слов и находит слово – название животного, которое часто встречается в Украине. Подберите известные вам загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, сказки, рассказы, в которых упоминается это животное.

1. Тигр, волк, лев, слон, леопард.

2. Обезьяна, жираф, медведь, антилопа, верблюд.

3. Шакал, гиена, лиса, горностай, белый медведь.

4. Дикобраз, мангуст, осёл, заяц, крокодил.

4. Отгадай загадки

1. Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост и щепок нет.

2. Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

5. Порассуждай: почему одуванчик и подорожник так называются.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

МИР ПРИРОДЫ – МИР ВОЛШЕБНЫЙ!


найрідніша в світі мама
МИР ПРИРОДЫ – МИР ВОЛШЕБНЫЙ!