“Король Лір”. Притчевість трагедії. Мотив сліпоти і тема божевілля

29. “Король Лір”. Притчевість трагедії. Мотив сліпоти і тема божевілля. В “Короле Лире” проблематика семейных отношений тесно сплетена с проблематикой общественной и политической. В этих трех планах проходит одна и та же тема столкновения чистой человечности с бездушием, корыстью и честолюбием. Лир в начале трагедии – король средневекового типа, подобно Ричарду 2, упоенный иллюзией своего всемогущества, слепой к нуждам своего народа, распоряжающийся страной, как своим личным поместьем, которое он может раздаривать кому угодно.

От всех окружающих, даже от дочерей, он требует вместо искренности одной лишь слепой покорности. Этим пользуются две старшие дочери, лицемерно уверяющие его в своей любви. Им противостоит Корделия, нающая один лишь закон – закон правды и естественности. Но Лир глух к голосу правды, и за это он терпит жестокое наказание. Его иллюзии короля, отца и человека рассеиваются. Однако в своем жестоком крушении Лир обновляется. Испытав сам нужду и лишения, он стал понимать многое из того, что раньше было ему недоступно, стал иначе смотреть на свою власть и жизнь. Слепота и безумие в трагедии вводятся с одной целью и практически
тождественны. И то, и другое призвано обострить до предела чувства героев, заставить их увидеть истину. Так, ослепленный граф Глостер вдруг “прозревает”. Сцена ослепления Глостера – самая, пожалуй, жестокая сцена во всех произведениях Шекспира. Но муки этой сцены – как бы муки рождения: перед нами родится новый Глостер. “Я спотыкался, когда видел”, – говорит он (IV, 1, 19). Зрячий Глостер был слеп, безглазый Глостер прозрел. Веселый балагур, каким он предстает в первой сцене, превращается в величественного печального старца. “Мы для богов – то же самое, что мухи для шаловливых мальчиков: они убивают нас ради забавы”, – говорит Глостер в “Короле Лире” (IV, 1, 36). За этим изречением тут же следует другое: “Проклято время, когда безумные ведут слепых” (IV, 1, 46). Перед нами встает величественная и печальная фигура седовласого старца. Глостер как бы озарен высшей мудростью. Слепыми впадинами, которые у него остались вместо глаз, прозревает он в самые глубины жизни. Он хочет, чтобы “распределение разрушило избыток” и чтобы “у каждого был достаток”. Безумие Лира выражает разлад бушующих в нем чувств. Это – муки рождения “нового” Лира. Для того чтобы прозреть, Лиру нужно было пережить эту внутреннюю разрушительную бурю. Он сам говорит о буре в своей душе. Через бурю неистовой страсти неожиданно пробиваются как бы нежные ростки. А потом, после грозных обличений, следуют ласковые слова, обращенные к шуту, – за всю свою жизнь, конечно, Лир не произносил таких ласковых слов. Это момент глубочайшего падения Лира. Олимпиец низвергнут на голую землю. Но это и момент величайшего торжества Лира. Король становится человеком. Он называет бедного шута своим товарищем. Лир начинает мыслить. Он сам говорит об этом. По его словам, он физически почти не ощущает свирепствующей бури, так как тело восприимчиво тогда только, когда “свободен ум”, то есть когда он не обременен мыслями. Ум Лира обременен мыслями. И, глядя на шута, ему вдруг кажется, что этот шут – олицетворение “бездомной бедности”. Следует знаменитый монолог: “Вы, бедные, нагие несчастливцы!” Лир впервые в жизни думает о бедняках; ему впервые в жизни приходит мысль, что богатые должны “стряхнуть с себя излишек в пользу бедняков”. Лир обретает все новые и новые мысли и чувства. Целая бездна отделяет этого Лира от короля, которого мы видели в начале трагедии, – короля, клявшегося тайнами Гекаты и ночи, вспоминавшего о скифах и людоедах и сравнивавшего себя с разъяренным драконом. Лир в начале трагедии, всевластный монарх на троне, – человек внутренне связанный; Лир же в конце трагедии, когда его ведут со связанными руками в тюрьму, – человек, обретший внутреннюю свободу, “прозрев”. Лир в начале трагедии замкнут в мире субъективного своего мировоззрения. Он впадает в “безумие”, выходит из этого мира и постигает объективную реальность в ее двойственности. С одной стороны, он видит неприкрытое зло и предательство в лице Гонерильи и Реганы, неприкрытое жалкое уродство нищеты в лице “бедного Тома”, с другой стороны, он впервые в жизни обретает объективную ценность, узнает, насколько любит его Корделия. Основной темой трагедии, таким образом, является познание жестокой окружавшей Лира (и самого автора трагедии) действительности, в которой светлым лучом блестит образ Корделии. Еще одним героем, который одевает на себя маску безумца, “бедного Тома”, является Эдгар, изгнанный из своего дома. Он – “бедный Том”, самый жалкий из жалких людей. Зубы его стучат от холода. Он должен притворяться безумным. Но в безумных его словах есть какой-то смысл. И не за то ли, что он узнал мрачную сторону жизни, Лир называет его “благородным философом”. В этих словах Лира слышится первый намек на перерождение Эдгара. Мысли Эдгара в шестой сцене третьего акта заняты трагедией Лира. Недаром он в бредовых своих речах вспоминает о матереубийце Нероне (III, б, 7), думая о дочерях Лира, которые готовы стать отцеубийцами. Его песенка о пастухе, который растерял стадо и которому стоит лишь затрубить в рог, чтобы снова собрались его овцы, – скрытый, обращенный к Лиру призыв, чтобы тот стал действовать и вернул себе власть. Эдгару мучительно играть роль. “Да благословит тебя бог!” – невольно вырывается у него (III, б, 60), когда старый король впадает в экстаз неистового безумия. И дальше: “Слезы так ясно начинают выражать мое сочувствие ему (Лиру), что они могут испортить мою роль” (III, 6, 63). Эдгар, отвернувшись, заливается тихими слезами. В конце сцены он утешает себя мыслью, что у него есть товарищ по несчастью: король Лир. Эдгар начинает рассуждать и мыслить. В его репликах часто начинает слышаться голос размышления. Так, четвертый акт открывается философским монологом Эдгара. Лучше быть явно презираемым бедняком, чем тайно презираемым вельможей, – так размышляет он вслух. Несчастному, достигшему предела злосчастия, уже нечего терять. Но Эдгар ошибается: он еще не достиг предела. Перед ним появляется его ослепленный отец. “Мир, мир, о мир! – восклицает Эдгар. – Если бы твои странные превратности не заставляли нас ненавидеть тебя, жизнь не знала бы старости” (IV, 1, 10). И дальше он признает, что ошибался, думая, что уже “достиг худшего” В течение этой сцены Эдгар постоянно произносит реплики “в сторону”. Он постоянно размышляет вслух. В конце сцены, переламывая себя с мучительным трудом, Эдгар вновь надевает маску безумного Тома. Шестая сцена пятого акта производит на современного зрителя странное впечатление. Эдгар, желая излечить Глостера от скорби, разыгрывает мнимое падение со скалы. Но для зрителя эпохи Шекспира это был блестящий прием психотерапии. Эдгар, таким образом, вырастал в глазах зрителя. Он уже получал права поучать других людей. “Неси в себе свободные и терпеливые мысли”, – говорит он Глостеру (IV, 5, 81). Эдгар уже делает первый шаг по лестнице, ведущей кверху. Он перестает быть “бедным Томом”. Опустившись и поднявшись, Эдгар поднялся высоко. Сойдя в самую юдоль жизни, став самым бедным из данных людей жестокой эпохи, бездомным Томом, “которого презирают и собаки” (V, 3, 190), Эдгар восстал светлым рыцарем и правителем государства.

Як втілюється у творі

Примітка

Мотив божевілля

Гамлет удає божевільного, щоб упевнитись у злочині Клавдія. Офелія божеволіє насправді від горя, заподіяно­го смертю батька та тим фактом, що його вбив­цею стала кохана людина. Гамлет згадує про “божевільного” Йоріка, чия блазенська гра через сміх викривала вади в лю­дині й світі. Ця згадка наштовхує героя на розду­ми про життя і смерть та сенс людського буття.

Мотив смерті

Гамлет говорить про смерть у. внутрішньому діалозі “Чи бути-, чи не бути”. Клавдій підло і підступно вбиває брата-короля заради влади. Гробар викидає з могили черепи як символи смерті. Поєдинок Гамлета з Лаертом закінчується їхньою загибеллю. Підслуховування Полонія обертається для нього смертю. Топиться Офелія, зламана горем, не здатна чи­нити опір злу. (Смерть Офєлії – головне звину­вачення Шекспіра. Але чому?) Розенкранц і Гільденстерн страчені через підроблений Гамлетом лист. Випиває отруєне вино королева Гертруда. Король Клавдій стає жертвою власного підступу. Батько Гамлета у чесному поєдинку вбиває короля Фортінбраса. 23 роки тому своєю смертю вмер блазень Йорік.

Мотив смерті один з най­поширеніших у творі, наскрізний, одночасно і рухає дію, і ставить філософські проблеми.

Мотив “гнилиз­ни”

Марцелл говорить про “гнилизну”, що завелась у Датськім королівстві. Гамлет говорить про труп Полонія, що буде гни­ти в галереї. Гробарі говорять про загнивання людини за життя. Гробарі викопують згнилі кістки і черепи на цвинтарі.

Цей мотив свідчить про занепад моралі, знецінення духовних іде­алів, сприй­няття Данії як царства смерті.

Мотив помсти

Гамлет має помститись за смерть батька. Яаерт прагне помститись Гамлетові за смерть свого батька Полонія та божевілля своєї сестри Офєлії. Фортінбрас-молодший прагне помсти за смерть Фортінбрйса-короля. Пірр здійснює помсту Пріамові за смерть свого батька Ахіллеса {театральні фрагменти з репер­туару мандрівних акторів, що прибули до Ельсінору).

Помста при­водить до нових жертв. У прагненні помсти” з’ясовується цінність людини – месника.

Мотив тліннос – ті буття

Гамлет неодноразово розмірковує про швид­коплинність і тлінність буття, про сенс людсько­го життя, її призначення в світі та про життєві цінності. Ця думка звучить і в пісні гробокопа, й знову на­водить Гамлета на філософські міркування про призначення людини.

Мотив зволі­кання, уповіль­нення дії

Гамлет неодноразово відкладає помсту королю Клавдію, доки не набуває внутрішньої гармонії, долає душевний розкол і впевнюється в тому, що в світі зла зі злом можна боротись його ж зброєю – злом.

Мотив заміни

Лаерт і Гамлет під час поєдинку помінялися зброєю, Королева Гертруда випила келих з от­руєним вином, що призначався Гамлетові. Валентинів день – день закоханих; символ вірності у коханні, для Офєлії перетворився на день скорботи через втрату коханого. Гамлет підмінив королівського листа, якого везли Ро­зенкранц і Гільденстерн, і це стало їхнім смер­тельним вироком.

Заміна ще більше загострює конфлікт трагедії, наближає трагічні події та розв’язку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

“Король Лір”. Притчевість трагедії. Мотив сліпоти і тема божевілля


бути людиною мистецтво
“Король Лір”. Притчевість трагедії. Мотив сліпоти і тема божевілля