КАКОЙ ЧУДЕСНЫЙ МИР ВОКРУГ!
Литературное чтение 4 клас – Н. Г. Гавриш – Генеза 2014
КАКОЙ ЧУДЕСНЫЙ МИР ВОКРУГ!
Разминка
Прочитай стихотворение, выделяя голосом слова, набранные жирным шрифтом.
ЛАСТОЧКА
Улетела Ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
Б. Заходер
Отгадай загадки.
1. Лёд трещит, вода плещется,
Молодая царица умывается.
2. С утра жужжу, цветы бужу.
Кружу-кружу, мёд вожу.
Читаем
“ЕЩЕ
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у берёзы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.
А. Пушкин
– Почему это стихотворение можно назвать описанием? Какая пора весны описана в стихотворении – ранняя или поздняя?
–
– Прочитай стихотворение так, чтобы слушатели почувствовали, какой прекрасной может быть весна. Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы. Обрати внимание на постановку знаков препинания.
– Представь, что ты рисуешь иллюстрацию к этому произведению. Какие краски будут преобладать на твоём рисунке?
– Рассмотри репродукцию картины художника Николая Комарова “Майский мёд”. Совпадает ли она по настроению со стихотворением А С. Пушкина? Обоснуй своё мнение.
Н. Комаров. Майский мёд
Сочиняем сами
Опиши, что ты видишь на картине Н. Комарова “Майский мёд”. Можешь составить описание какой-либо другой картины о весне, которая тебе нравится.
Разминка
Прочитай стихотворение выразительно.
ПРИХОД ВЕСНЫ
Зе ле нь ни вы, ро щи ле пет,
В не бе жа во рон ка тре пет,
Тё плый дождь, свер ка нье вод, –
Вас на зва вши, что при ба вить?
Чем и ным те бя про ела вить,
Жизнь ду ши, вес ны при ход?
В. Жуковский
Разгадай ребусы.
Читаем
БЕЛЫЕ МУХИ
Смеялись листья, звенели первые цветы, танцевали бабочки, жужжал шмель в тяжёлой шубе – должно быть, запарился в меховой одежке, мухи летали наперегонки. Ах, какое это счастье – весна! Дождевые червячки выбрались из подземелья на люди и блаженно принимали грязевые ванны. Они напевали подземный вальс, самое популярное у них произведение для дождевого червя с дождём и оркестром. Им было хорошо, как в сказке. Прилетела синичка, села у лужи напиться и сказала им:
– Как жаль, что вы не видели белых мух. Я еле пережила их.
– А что такое белые мухи?
– Это снег, это зима, – пояснила синичка, удивлённая тем, что дождевые черви ничего не знают о зиме.
– Какая такая зима? – дождевые черви рты пооткрывали от удивления. – Не знаем мы никакой зимы! И разве бывают на свете белые мухи? Всё ты выдумываешь! Сказочница.
– Летающий Андерсен, – засмеялся самый молодой дождевой червяк.
– Вы не знаете, что такое снег? – синичка даже плечи приподняла от удивления.
– Да где он, твой снег? – завопили молодые дождевые черви. – Пусть приходит к нам в лужу, искупаемся вместе, пощекочем друг друга!
– Снег сошёл! – ответила синица.
– Куда?
– Под землю.
– Нет под землёй никакого снега, – засмеялись умные черви. – Мы там ночевали, ни одного снега не видели, иначе бы поздоровались с ним.
– Ну вы даёте! – воскликнула синичка.
Над ними пролетала красная бабочка.
– Ты видела белых мух? – спросили её любопытные дождевые черви.
– Никогда! – помахали красные крылышки.
Пролетала жёлтая бабочка.
– Ты видела белых мух? – дружно закричали ей дождевые черви.
– Ни одной, – отвечали жёлтые крылышки.
Синичка чуть не плакала. Дождевым червям было её жалко, и они сказали:
– Давай ещё спросим!
Как раз появилась бабочка с белыми крыльями.
– Ты видела белых мух, слышала о них что-нибудь? – крикнула ей вконец расстроенная синичка.
– Нигде не видела за всю свою жизнь, – помахали белые крылышки.
– Белых мух не бывает, – закричали дождевые черви на всю огромную, как пруд, лужу. – Ты всё выдумываешь!
– Но я их видела зимой!
– И зимы не бывает. Тебе всё приснилось. Осенью ты уснула и видела сон про белых мух.
“А может быть, они правы? – подумала расстроенная синичка. – Ведь не могут же они все ошибаться”. И синичка, с трудом пережившая морозную снежную зиму, решила, что долгое время видела только белый сон с белыми мухами.
А. Трофимов
– Найди в тексте описание весны и прочитай его. Какое настроение оно у тебя вызывает?
– Объясни название текста. Помогает ли оно понять основную мысль произведения?
– Если бы тебя попросили сказать, о чём сказка писателя, что бы ты ответил? В чём отличие рассказа от сказки?
– В чём суть спора дождевых червей и синички? Кого дождевые черви привлекали к себе в свидетели? Почему все герои, кроме синички, утверждали, что зимы нет?
– Можно ли сказать, что дождевые черви и синичка говорили на разных языках? Как в такой ситуации следует понимать данное выражение? Объясни смысл выражения выбрались на люди.
– Прочитайте текст по ролям.
Сочиняем сами
Придумай продолжение истории.
Давай обсудим
Всё ли, о чём ты знаешь, ты видел своими глазами? Чем похожи и чем различаются слова Я знаю… и Я думаю…? Если ты чего-либо не видел, значит ли это, что этого не существует? Приведи примеры, подтверждающие твою мысль.
Разминка
Отгадай загадку.
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают…
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
“Разговаривать” умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим….
– Поработайте в группах: ответьте на вопросы.
Дельфины дышат лёгкими или жабрами?
Дельфины питаются водорослями или рыбой?
Дельфины живут в пресной или солёной воде?
Читаем
ПРО ДЕЛЬФИНОВ
Какой чудесный мир вокруг! Сколько замечательных открытий даёт нам мир природы. Одни из самых удивительных животных – дельфины. Известно, что они живут стаями, в которых все – родственники, поэтому и взаимопомощь у них развита так хорошо. Дельфины всегда помогают ослабевшему держаться у поверхности, чтобы тот не захлебнулся; известны рассказы
О том, как дельфины приходили на помощь тонущим людям. Они никогда не ведут себя враждебно. Но самым сенсационным открытием стало наличие у дельфинов имён, по которым их различают собратья. Причём каждый дельфиненок получает своё имя при рождении. Это доказали эксперименты: на записанный свист-сигнал, означающий имя, откликался один и тот же дельфин. Прочитай несколько историй о дельфинах.
История первая. Аркаша
Дельфин Аркаша очень любил ходить в гости к своим друзьям-соседям. Лишь только люди уходили из вольера, Аркаша стремился побывать в гостях у всех своих соседей-дельфинов. Иногда перепрыгивая через несколько сеток, чтобы попасть к самому дальнему другу.
Но как только утром приходил тренер, Аркаша торопился побыстрее вернуться домой, в свой отсек. Он знал, что тренер не похвалит его за такие путешествия. Если же он не успевал, то затаивался у дна в чужом отсеке. Стоило только тренеру уйти за рыбой, Аркаша снова продолжал свой путь домой. Вот каким любителем ходить в гости был дельфин Аркаша.
История вторая. Галка
Такое имя она получила за очень тёмный окрас своей спины. И её сыночек Федя тоже был с тёмной спинкой. Мама-дельфиниха долго кормит своего малыша молоком, но мамам тоже нужно отдыхать. И однажды Галка ушла из отсека, где остался её годовалый малыш Федя. Он ещё питался молоком, но уже попробовал на вкус рыбку. Тренер долго уговаривал Галку вернуться в отсек, но она только прогуливалась рядом, ожидая кормления.
Вот тренер принёс рыбу, вот он кормит Федю, а Галке не даёт. “Как это так!” – возмущается Галка, трясёт головой, щёлкает зубами, пускает пузыри, требуя свою долю. Феденька одну рыбку съел, а вторую несёт маме Галке, проталкивая рыбу через сеть: “Кушай, мама!”. Вот какого заботливого и доброго сыночка вырастила Галка. Всё же через два дня Галка сама зашла в отсек. Все были очень рады её возвращению, особенно Федя.
История третья. Эра
Дельфиниха Эра была мудрой и доброй. Она крепко знала правило, распространённое среди всех живущих на планете: “Поделись с другом!”. Друзьями Эры были чайки. Во время кормления она прятала на дне в морской траве рыбу, а когда люди уходили из вольера, она играла с чайками, предлагая им из своего рта ту самую спрятанную рыбку.
Шум, гам стоит над вольером, веселье. Всем хорошо! Эра довольна, и чайки сыты!
С. Матишева
– Что нового ты узнал о жизни дельфинов и их повадках, отношениях между людьми и дельфинами?
– Что говорит о дружелюбии дельфина Аркаши? Над чем тебя заставил задуматься рассказ о дельфинихе Галке? Почему над вольером с дельфинихой Эрой стоит шум и гам?
– Определи главную мысль рассказа.
Сочиняем сами
Рассмотри иллюстрации и составь небольшой рассказ о выступлении дельфинов и морского котика в дельфинарии.
Выступление замечательных артистов: дельфинов и морского котика
Разминка
Отгадай загадки.
1. Ползёт в море паук – восемь ног, пара рук.
В руках клешни, в глазах – испуг.
2. На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдёт задом наперёд.
3. Над морской волной летает,
Моря шум унять мечтает,
На волну садится – что это за птица?
– Поработайте в группах: ответьте на вопросы.
1. Какое самое крупное из живущих на планете животных? 2. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета для прокалывания отверстий. Используется при шитье. Как называется эта рыба? 3. Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете?
Читаем
КРАБИК
Как мало знаем мы об обитателях морей и океанов, а вместе с тем, этот мир богат и интересен. Знаешь ли ты, например, что есть рыбы под названием илистые прыгуны, которые могут не только ходить по земле, но даже влезать на деревья. Случалось ли тебе видеть морских обитателей: медуз, морских звёзд или крабов?
Мы купались на берегу Гвинейского залива. В Центральной Африке зима. А мы боимся обгореть. И ещё нам сказали, что за линию прибоя заплывать нельзя: там акулы, барракуды1. Выкупавшись, мы легли на тёплый песок. В песке прямо перед собой я увидел круглую дырочку. В ней что-то копошилось. Показались не то усы, не то лапки и тут же скрылись. Потом показались ещё раз, и дырочка стала шире. Из неё бочком вылез горчичного цвета крабик. Ма-аленький, как половина спичечного коробка, как забытая брошка.
1 Барраку́да – морская хищная рыба; морская щука.
Вылез и притаился. Потом резво побежал по песку. Я поднял голову. Крабик притаился снова.
– Давайте загоним его в воду, – предложил кто-то.
Мы поднялись и окружили маленького обитателя Атлантики. Краб начал прорываться. Он кидался то в одну сторону, то в другую, но мы его не пускали и подходили всё ближе, ближе. Он попытался было зарыться в песок, но оказался на утоптанном месте и не успел.
Тогда рассвирепевший морской рак повернулся к опасности лицом, присел на короткие задние лапки, а все остальные поднял на нас, широко разинув пасть. Мы оцепенели. Такая крошка! Не собирается ли он проглотить всех нападающих разом?!!
Его смелый и решительный поступок покорил наши сердца, и мы чуточку отступили. Крабик опустился на песок, победоносно прошествовал мимо наших ног и… скрылся под скорлупой кокосового ореха.
Б. Корда
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИТЕЛИ МОРЯ
В зарослях морской травы в Азовском и Чёрном морях можно встретить небольшое животное. И такой у него странный вид, что с первого взгляда и не скажешь, что оно такое.
Конечно, морские обитатели все достаточно своеобразны, но этот – особый случай. Голова, как у игрушечного конька, с трубкообразным рылом и гребнем – гривой на затылке. Тело покрыто щитками с длинными выростами-ниточками и заканчивается хвостом, способным закручиваться. Он вовсе не похож на хвост рыбы, хотя это интересное животное – настоящая рыба и называется морской конёк.
Ухватится морской конёк своим хвостом за какое-нибудь подводное растение и сидит неподвижно, добычу подкарауливает. Вдвойне хорошо ему от такой формы тела: и добыча не сразу заметит его, и враги проплывут мимо. Вот он и сыт, и цел.
Интересной формой тела обладает соседка и родственница морского конька – морская игла. Длина её двадцать – двадцать восемь сантиметров, и вся она тоненькая-тоненькая, не толще карандаша. Если она станет вертикально среди водорослей и морской травы, то и не заметишь, есть ли там живое существо или лишь стебли и листья морской травы колеблются.
Морские обитатели отличаются пестротой цветов и красок, особенно на небольших глубинах. Чем глубже в море, тем безразличнее цвет для его обитателей. Ведь в пучинах, где царит вечная тьма, какого бы ты цвета ни был, никто тебя не увидит…
По И. Заянчковскому
Морской конёк
Краб
Морская игла
– Что поразило тебя в истории о маленьком крабике?
– Придумай вопросы к этому рассказу, задай их своему другу.
– Перескажи текст “Крабик”.
– Что в поведении взрослых людей по отношению к крабику тебе не понравилось?
– Что нового ты узнал о морских обитателях? Какие ещё интересные факты о жителях моря тебе известны?
– Как ты убедишь своих друзей в том, что краб, морской конёк, рыба-игла – это часть удивительного мира Земли?
– Знаешь ли ты, в каких журналах можно прочитать об обитателях подводного мира? В случае необходимости обратись к Интернету.
– Чем журнал отличается от книги? Ты бы хотел выпускать свой домашний журнал? Как бы ты его назвал?
– Рассмотри иллюстрации. Что означает слово натуралист? В случае затруднений обратись к Интернету или воспользуйся словарём. Предположи, о чём может рассказываться в этих журналах.
Сочиняем сами
Мир вокруг удивительно богат и прекрасен. Но он такой хрупкий и требует нашей защиты. Напиши несколько правил защиты лесов или рек, призывая людей бережно хранить красоту и богатство природы.
Разминка
Отгадай загадку.
Неровно на месяцы делится год,
Хотя установлен порядок чёткий.
Кто правильно месяцы назовёт –
Самый длинный и самый короткий?
Прочитай предложение без “лишней” буквы, которая спряталась в словах.
Рекбятка, ребкятак, сквокрцык приклектекли, скворкцык прилкеткелик, нка крыкльях векснук прикнексли.
– Закончи предложение. В случае затруднений обратись за помощью к одноклассникам или к учителю.
Знаменитую картину “Грачи прилетели” написал русский художник-пейзажист…
Читаем
СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ
Опять свой наряд обновили
В зелёных побегах леса,
И нас на заре разбудили
Счастливых скворцов голоса.
Знакомые звонкие трели,
Мы сразу узнать их смогли,
Ребята, ребята, скворцы прилетели,
Скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли.
Торопятся быстрые птицы
Домой возвратиться опять,
Из новых каналов напиться
И в новых лесах побывать.
И ласковый ветер апреля
Летит по дорогам земли.
Ребята, ребята, скворцы прилетели,
Скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли.
Скворечню во дворике школы
Приладил с товарищем я.
Летите к нам стайкой весёлой,
Крылатые наши друзья,
И мы эту песню запели,
И вторят нам птицы вдали.
Ребята, ребята, скворцы прилетели,
Скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли.
М. Матусовский
– Определи тему стихотворения Что главное хотел сказать поэт?
– Назови рифмы в этом стихотворении. Как ты думаешь, почему автор несколько раз повторяет одни и те же слова? Какое настроение они создают?
– Прочитай с выражением строчки, которые тебе понравились.
– Вспомни и приготовься прочитать наизусть стихотворение о весне, которое тебе нравится. Обязательно назови его автора.
Разминка
Прочитай пословицы. Подумай, чему они учат.
1. Добра желаешь – добро и делай.
2. Доброе слово человеку что дождь в засуху.
3. Не хвались серебром, а хвались добром!
4. Добрая слава лучше мягкого пирога.
Отгадай загадку.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
Корней Чуковский
Читаем
ПИСАНКА
Искусство росписи и крашения яиц пришло к нам из глубокой древности. Для наших предков главным божеством было Солнце. Вся жизнь начиналась с него.
Яйцо – источник зарождения жизни – стало символом Солнца. Весной Солнце пробуждает природу, поэтому писанку посвящали весеннему Солнцу и использовали для проведения обрядов в его честь. На писанках изображали знаки, которые отражали представления наших предков о мире. С приходом христианства эти представления о сотворении мира, воскрешении природы соединились с идеей о воскрешении Бога-Спасителя.
Писанка широко использовалась в народных обрядах, считалась оберегом рода. Её бережно хранили. Если писанка, к примеру, ломалась или давала трещину, её сжигали, закапывали в землю или спускали по воде. Если оберег лопался, то считалось, что он сослужил свою службу и отогнал беду.
Писали писанки на здоровье и благополучие семьи, на достаток, на исполнение желаний, на удачу, на успех в делах. Писанки дарили любимым людям, детям, родственникам. Девушки дарили парням платок с писанками. Если парню нравилась девушка, то он забирал писанки себе, а платок наполнял угощениями и подарками.
Хозяин дома под главный улей весной клал две писанки, чтобы они охраняли пчёл и чтобы год был плодородным. Писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище.
Основные цвета орнамента писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. Настоящие писанки окрашивали только сырыми и для еды не использовали. После Троицы1 их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.
С изготовлением писанки связаны особые правила. Существует поверье, что любовь в мире будет существовать до тех пор, пока на земле будут писать писанки.
Учёные находят писанки во время археологических раскопок. Некоторые находки пролежали в земле около тысячи лет. Это удивительно, ведь всем известно, что яичная скорлупа очень хрупкая. Но в древних захоронениях археологи находят яйца, изготовленные из камня, керамики, слоновой кости, золота, серебра, бронзы. Наши предки, чтобы сберечь писанки, стали изготовлять их из более прочных материалов.
1 Тро́ица – з д е с ь: церковный праздник.
Писать узоры и красить яйца – традиция, которая пришла к нам из далёкой древности. И сегодня, празднуя Пасху, мы обмениваемся при встрече со знакомыми писанками или крашенками и желаем им всего самого хорошего.
По материалам Интернета
– Что ты знаешь о празднике Пасхи? О каких традициях празднования Пасхи упоминается в тексте? Какие символы праздника тебе известны?
– Что нового ты узнал о писанках? Что можешь добавить к прочитанному?
– Расскажи, как празднуют Пасху в вашей семье.
– Рассмотри иллюстрацию. На фотографии изображены писанки. Чем от писанок отличаются крашенки? Почему ты так думаешь?
Писанки
– Рассмотри иллюстрацию. Как ты думаешь, почему музей находится в здании такой необычной архитектуры?
Коломыя. Музей писанки
Давай обсудим
Подумай, почему именно в пасхальные дни люди стараются проявить милосердное отношение к другим.
Составь поздравительную пасхальную открытку с пожеланиями для бабушки и дедушки. Позаботься о том, чтобы она получилась яркой и красочной.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Вопросы и задания для проверки
1. Выбери правильный ответ.
Сказку “Белые мухи” написал: 1) Николай Сладков; 2) Михаил Пришвин; 3) Александр Трофимов; 4) Георгий Скребицкий.
2. Определи, кто какое стихотворение написал.
Василий Жуковский | “Ещё дуют холодные ветры…” |
Александр Пушкин | “Скворцы прилетели” |
Михаил Матусовский | “Приход весны” |
3. Прочитай предложение. Найди ошибки.
В море живут такие интересные рыбы: крабы, акулы, дельфины, морские котики, медузы, барракуды, морские коньки, щуки, морские иглы.
4. Поработайте в группах. Составьте небольшой текст “Какой чудесный мир вокруг!”. Заранее подумайте, какой это будет текст – повествование, описание или рассуждение. В случае необходимости воспользуйтесь иллюстрациями.
Цветущий кактус
Бег страуса
5. Выбери правильный ответ.
Писанки и крашенки делают к: 1) Новому году; 2) Рождеству; 3) Масленице; 4) Пасхе.
6. Составь небольшой рассказ “Почему я люблю весну”.
7. Отгадай загадки.
1. Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели –
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода.
2. В буйном море-океане
Рыба страшная живёт.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами.
КАКОЙ ЧУДЕСНЫЙ МИР ВОКРУГ!
о довженко зачарована десна уривки
КАКОЙ ЧУДЕСНЫЙ МИР ВОКРУГ!