ЭЗОП (VII-VI CT. до нашей эры)

“А ВОТ О ТОМ КАК В БАСНЯХ ГОВОРЯТ…”

ЭЗОП (VII-VI CT. до нашей эры)

Он – раб, но мудрее свободных; он некрасивый, но лучше красавцев.

Бабрий, древнегреческий поэт-баснописец

МУДРЫЙ РАБ АЙСОПОС

Среди имён, покрытых тайной, – имя Эзопа. Жил он в Древней Греции, приблизительно в VII-VI столетии до нашей эры, и о нём не сохранилось почти никаких достоверных источников. Древние грерки произносили его имя иначе, нежели мы: Айсопос. По легенде, был он не греком, а чужестранцем, рабом, очень некрасивым внешне: хромой, с большим животом,

огромной головой, да ещё и горбатый. Но если всмотреться в портрет Эзопа, созданный известным испанским художником XVII столетия Диего Веласкесом, то мы увидим совсем не уродливого раба, а независимого, гордого человека. “Почему так?” – удивитесь вы. Потому, что художник знал: этот некрасивый баснописец отличался необыкновенным умом и мудростью, и слава его была огромной. О мудрости Эзопа слагались легенды. Вот одна из них.

Однажды господин Эзопа Ксанф, который считал себя философом, а на самом деле был ограниченным человеком, отправил своего раба на рынок с поручением принести ему самую дорогую вещь. Эзоп вернулся

домой с языком. Ксанф попросил объяснить такой выбор. Тогда Эзоп сказал: “Что может быть на свете лучше языка! Язык: – мощное оружие, с помощью которого можно проповедовать любовь, справедливость, совершать добрые, поступки, дарить надежду, ценить и уважать людей, поэтому язык – самая дорогая вещь”. Через некоторое время Ксанф опять отправил Эзопа на рынок и на этот раз приказал принести самую дешёвую вещь. Эзоп снова принёс язык и так объяснил свой выбор: “Язык может причинять зло, убивать или предавать, приносить боль, разочаровывать. Поэтому это самая дешёвая вещь”.

Чтобы обогатить мудростью других людей, Эзоп начал придумывать свои басни. Но говорить прямо то, что думаешь, рабу было достаточно опасно. Поэтому Эзоп придумал свой язык, который намеренно маскировал мысль. Со временем появилось даже выражение “эзопов язык”. Так стали называть речь, насыщенную намёками, недомолвками, в которой позиция автора представлена в замаскированной форме. Эзоп создавал басни в прозе, но не записывал их, а пересказывал. Записывать его басни стали значительно позже, где-то в начале V ст. до н. э.

Предлагаем и вам “набраться мудрости у Эзопа”, прочитав его басни.

1. Расскажите, кто такой Эзоп.

2. Внимательно перечитайте высказывание об Эзопе, вынесенное в эпиграф к статье. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.

3. Объясните, как вы понимаете выражение “эзопов язык”.

Читателю XXI столетия на заметку

В украинской литературе басня имеет свои давние традиции. В этом жанре плодотворно выступал известный философ Григорий Сковорода, Возможно, потому на страницах школьных учебников XVIII века было представлено немало басен, В XIX столетии новое слово в развитие басни привнесли такие украинские писатели, как Пётр Гулак-Артемовский, Леонид Боровиковский, Евгений Гребёнка и особенно Леонид Глибов, с литературной деятельностью которого связывают расцвет басни. К басне в своём творчестве обращались также и Иван Франко, и Борис Гринченко, а в XX столетии – Василь Блакитный, Никита Годованец, Павел Глазовой и другие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)



ЭЗОП (VII-VI CT. до нашей эры)


жіночі образи у повісті гобсек
ЭЗОП (VII-VI CT. до нашей эры)