Человек велик в труде

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Человек велик в труде

Я БОЮСЬ НЕ УМЕТЬ

Я боюсь не уметь –

Ремесла не иметь:

Не кроить, и не шить,

И стога не вершить.

Не работать резцом,

И не стать кузнецом.

Ничего не уметь –

Как души не иметь.

Пётр Елфимов

Чего боится автор стихотворения? С чем он сравнивает отсутствие трудовых навыков? Что умеешь ты? Расскажи своим одноклассникам, какая профессия привлекает тебя. Чему тебе для этого нужно научиться?

Народная мудрость

Труд и кормит,

и учит.

Без труда нет добра.

Не красна жизнь днями, а красна делами.

ТОКАРЁНОК

В цех токарный

На завод

Петю взял отец.

И вот

Петя рядышком с отцом

Наблюдает за резцом.

Наблюдает, как, сверкая,

Стружка сизо-голубая

Вьётся, вьётся без конца,

Убегает от резца…

Заблестела заготовка,

Изменила форму сталь.

И отец движеньем ловким

Снял горячую деталь.

Взял деталь мальчонка

В руку,

Приложил её к щеке:

“Вот бы мне такую штуку

Изготовить на станке!”

Посмотрел отец на Петю

И с улыбкою заметил:

– Подрастай, учись,

Сынок,

Передам

тебе станок!

Георгий Ладонщиков

– Какими словами описывает поэт работу токарного станка? Каким ты представляешь себе папу Пети? Как ты думаешь, повлияло ли мастерство отца на желание Пети научиться работать на токарном станке?

В этой сказке пропущены некоторые слова. Читай внимательно и догадывайся, какие слова пропущены.

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

(Русская народная скалка)

Много дел у людей на земле. Знай выбирай да живей поворачивайся. В стародавние времена даже имена и прозвища давали по делам. Бывало, меткого стрелка Вострогла́зом… (1). А рыбака ловкого Золотым Крючком велича́ть станут. Были и такие имена-прозвища: Обушо́к, Гончар, Коваль, Косарь. А кто всё умел, того так и звали – Мастер На Все Руки.

И лишь один человек долго шатался по земле без дела и без имени. Где пустят – переспит. Где дадут – поест. А больше всего любил он на боку лежать-полёживать. Позовут работать, а у него один ответ: “Неохота!”

Однажды и говорят ему люди:

– Мы на тебя работать… (2). Выбирай себе дело по душе, да не ме́шкая. А до той поры имя тебе – Лежебока Неохоткин.

Почесал Лежебока Неохоткин за ухом и отвечает:

– Беру сразу три дела.

Удивились люди.

– Экий ты пры́кий! Какие же… (3) за тобой оставить?

– Пить, есть и спать.

– Ладно, – сказали люди. – Только нас не зови. Мы тебе помогать… (4).

– Захочу есть, пить, спать – никого не буду… (5), – пообещал Лежебока Неохоткин.

С тем люди и ушли. А Лежебока на травке растянулся, полёживает. Но только немного времени минуло, и захотелось ему есть. Чем ни дальше, всё сильнее.

– Есть хочу! – закричал Лежебока Неохоткин. Глядит: никто к нему… (6), никто еды… (7). Почесал за ухом и отправился на охоту дичи добыть.

Добыл он дичи. Да не сразу. Сначала пришлось лук и стрелы делать. Да по лесу побегать. Теперь мясо есть, а горшка… (8). Варить не в чем. Тогда смастерил Лежебока горшок. Да не сразу. Сначала пришлось ему глину месить, горшок лепить. На солнце его сушить. На огне обжигать.

Теперь есть горшок и мясо. Соли надо. Добыл Лежебока щепотку соли. Да не сразу. Сначала пришлось солёную воду искать. И в горшке её выпаривать. А тут хватился – ложки… (9). Ложку выстрогал – хлеба нет! Пришлось Лежебоке Неохоткину землю пахать. Рожь сеять. Убирать её, молотить и веять. Муку молоть, тесто заводить, хлеб печь. “Видно, не сразу поешь, как захочется”, – подумал тогда Лежебока. А поел досыта – спать ему захотелось.

– Спать хочу! – закричал громким голосом Лежебока Неохоткин. Глядит: никто к нему не идёт, никто кровать с подушками не несёт.

Хотел на траву… (10). Она мокрая – дождь прошёл. Почесал Лежебока за ухом и снова принялся за… (11).

Кровать смастерил. Подушку и одеяло сшил. Спохватился – дожди пойдут, под одеялом не спрячешься. Построил дом. Да опять спохватился – зима придёт, холодно будет. Сложил он печь. Дров нарубил впрок. “Видно, не сразу поспишь, как захочется”, – подумал Лежебока.

С тех пор много ещё он дел переделал. Всякой работе выучился. Да не всё вдруг и не всё сразу. Зато он и сам давно забыл, как его Лежебокой Неохоткиным звали. И люди о том не вспоминали. И даже прозвище ему дали новое – Мастер На Все Руки.

Проверь, правильно ли ты догадался, какие слова пропущены. Для этого по номеру из текста найди слово среди слов “Для справок”. Не обязательно угадывать слова точно, буквально, но важно, чтобы они подходили по содержанию.

Для справок: 1 – назовут, 2 – не будем, 3 – три дела, 4 – не будем, 5 – звать, б – не идёт, 7 – не несёт, 8 – нет, 9 – нет, 10 – лечь, 11 – работу.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

(Басня)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима кати́т в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых бо́ле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло, с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена1,

К Муравью ползёт она:

“Не оставь меня, кум ми́лой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!” –

“Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?” –

Говорит ей Муравей.

“До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило”. –

“А, так ты…” – “Я без души

Лето целое всё пела”. –

“Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!”

Иван Крылов

1 Удручена́ – измучена, опечалена, огорчена.

– Чем занималась Стрекоза тёплыми летними днями? Что случилось с ней осенью? Захотел ли Муравей ей помочь? Как ты думаешь, почему именно так ответил Муравей?

Какими ты представляешь себе Стрекозу и Муравья? Кому из них симпатизируешь? Какие эпизоды басни помогают составить характеристику её героев?

– Прочитай только выделенные слова. Попытайся понять, о чём говорится в рассказе.

НА ВСЕ РУКИ, НА ВСЕ КОЛЁСА

Нашего соседа, Василия Ивановича, все очень уважают. Он тракторист. Ездит на тракторе с большими резиновыми колёсами. Но ведь не просто так ездит?

Я спрашиваю:

– Дядь Вася, что вы делаете на тракторе?

– А это, – говорит, – не сразу объяснишь. Посмотри сам, – говорит.

Однажды смотрю – дядя Вася ведёт свой трактор, а спади прицеплена тележка. Везёт дядя Вася мешки с картошкой. Потом вижу – прицеплен к трактору блестящий плуг, и дядя Вася пашет землю в саду. Потом вижу – на тракторе спереди торчит зубастый ковш, и дядя Вася копает этим ковшом канаву. Потом я видел, как дядя Вася выдёргивал своим трактором здоровенные пни на вырубке. Потом – обрызгана л яблони каким-то лекарством, чтобы они не болели. Потом – сеял на поле свёклу. Потом – сено косил.

А потом я поверил, что невозможно сосчитать все работы, которые делает Василий Иванович на своём тракторе. Потому что дядя Вася – на все руки мастер. И совсем я не удивлюсь, если дядя Вася будет на своём тракторе яблоки собирать или одуванчики пропалывать на грядках. Или цветики-цветочки сажать.

По Эдуарду Шиму

– Не перечитывая рассказа, ответь на вопросы:

1. Кем работает дядя Вася?

2. Как к нему относятся односельчане?

3. Как выглядит механический помощник дяди Васи?

4. Какую работу может выполнять трактор?

Прочитай рассказ полностью. Почему в начале рассказа автор называет своего героя дядей Васей, а в конце – Василием Ивановичем? Что он хочет этим подчеркнуть? За что так относятся к дяде Васе его односельчане?

– В чём хотели убедить юных читателей авторы произведений раздела “Человек велик в труде”? Кому из своих героев они симпатизируют?

Согласен ли ты с выражением “Человек велик в труде”? Какое из прочитанных произведений действительно убедило тебя в этом?




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Человек велик в труде


касида про сон під зорями
Человек велик в труде