Умеешь ли ты быть счастливым?

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Умеешь ли ты быть счастливым?

УЛИТКА

Дождик лил как из ведра.

Я открыл калитку

И увидел средь двора

Глупую Улитку.

Говорю ей: – Посмотри!

Ты ведь мокнешь в луже… –

А она мне изнутри:

– Это ведь снаружи!

А внутри меня весна,

День стоит чудесный! –

Отвечала мне она

Из скорлупки тесной.

Говорю: – Повсюду мрак…

Не спастись от стужи! –

А она в ответ: – Пустяк.

Это ведь снаружи!

А внутри меня уют:

Расцветают розы,

Птицы дивные поют

И блестят стрекозы!

– Что ж, сиди сама с собой! –

Я сказал с улыбкой

И простился со смешной

Глупенькой Улиткой…

Дождь закончился давно.

Солнце – на полмира…

А внутри меня темно,

Холодно и сыро.

Андрей, Усачёв

– В чём герой стихотворения пытался убедить Улитку? Почему считал её смешной и глупенькой?

Найди в стихотворении устойчивое сочетание слов. Обрати внимание на слово дивные в пятой строфе. У слова дивный есть такие значения: 1) прекрасный, замечательный; 2) то же, что удивительный. Как ты думаешь, в каком значении оно употреблено в стихотворении?

Подумай, на чьём месте тебе хотелось бы быть – Улитки или героя стихотворения. Почему?

Вы уже требовали свои силы в чтении с предугадыванием текста. Понравилось ли

тебе такое чтение? Предлагаем ещё раз выполнить это задание, читая текст сказки.

ВОЛШЕБНЫЙ ПОДАРОК ДЕДА МОРОЗА

Это случилось несколько лет назад. Маленькая Аля на Новый год под ёлкой среди множества разнообразных подарков вдруг увидела большую зелёную шишку. Она была тяжёлая, немного липкая, и сильный хвойный запах говорил о том, что она была сорвана недавно.

Аля спросила у мамы:

– Откуда взялась эта шишка?

И услышав в ответ, что это сюрприз от Деда Мороза, всем своим гостям рассказывала, что Дед Мороз привёз ей настоящую кедровую шишку.

1-я остановка

Что увидела Аля под ёлкой среди множества подарков?

Какой была шишка? Как объяснила мама появление шишки под новогодней ёлкой?

Как ты думаешь, что случилось дальше?

Шишку поставили на сервант и на время забыли о ней. Но вот однажды Аля вспомнила о своей шишке, решила посмотреть на неё и вдруг вскрикнула от удивления: шишка стояла полураскрытая, а рядом лежал покрытый плотной коричневой корочкой орешек.

Девочка широко раскрыв глаза, спросила:

– Ты кто?

– Я – пиния, – гордо ответила шишка. – Ты, наверное, слышала сказку о мальчике, которого все называют Пиноккио. Так вот он как раз и сделан из полена хвойного дерева, которое называется пиния, или итальянская сосна.

Аля очень обрадовалась тому, что шишка оказалась волшебной и умела разговаривать.

2-я остановка

Почему Аля вскрикнула от удивления, снова увидев шишку?

Что очень обрадовало девочку? Что о себе рассказала шишка? Подумай, что шишка предложит сделать Але.

Шишка продолжала:

– Возьми вот этот орешек, который лежит рядом, – и посади его в землю. Через некоторое время ты узнаешь, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз, ведь орешек мой волшебный, в нём спит лесная красавица.

Аля со всех ног бросилась к маме:

– Мама! Я знаю, кого спрятал Дед Мороз в шишке! Там живёт пиния! Настоящая итальянская сосна!

Аля раскрыла ладошку и показала маме орешек. Пришлось маме срочно искать цветочный горшок, землю. Наконец зёрнышко посадили, полили, выбрали самое лучшее место на окне. Оставалось только ждать, когда же появится росток.

Просыпаясь, каждое утро Аля думала: проснулось ли её зёрнышко. Прямо с постели она бежала к окну и смотрела в заветный горшочек.

3-я остановка

Что предложила сделать Але шишка? Пообещала ли она девочке сюрприз? К кому поспешила Аля с рассказом об орешке? Как мама и дочь посадили зёрнышко? Ждала ли девочка появления ростка? Что могло произойти дальше?

Наконец однажды утром она увидела зелёный росток. А через несколько дней он превратился в зонтик из зелёных иголочек. Аля быта в восторге. Теперь она убедилась, что действительно шишка сказала правду о лесной красавице. Девочка не отходила от своей любимицы. Она рассказывала всем – и маме, и папе, и бабушке с дедушкой, и подружкам, что у неё растёт волшебная сосёнка, которая тянется своими иголочками-ручками к солнышку…

Так прошёл год, потом другой, а потом время побежало вперёд. Аля растёт, и пиния растёт. Через десять лет из цветочного горшка сосёнка переселилась в кадку, а затем её пересадили в землю на улицу под Алиным окошком. И выросла настоящая красавица. Конечно, она ещё не очень большая, но на Новый год Аля наряжает её серебристым дождиком, разноцветным серпантином, и деревце во всей своей красоте веселится вместе с детворой.

Аля считает свою сосёнку самым лучшим подарком, который она получила от Деда Мороза. Оказывается, что и сказка становится явью. А может, просто нужно самому верить в сказки, и тогда сказка обязательно сбудется!

Алиса Новикова

– Как ты считаешь, умеет ли Аля радоваться жизни, что-то делать для того, чтобы жизнь была интересной? Как ты понимаешь выражение “бросилась со всех ног”? Найди предложение с этим выражением в тексте сказки.

Я ВАРЕНИКИ ЛЕПЛЮ

Я вареники леплю,

Я вареники люблю,

С творогом люблю, с клубникой,

С мясом, с вишнями, с черникой,

С ежевикой и морошкой1,

Но сильней всего –

С картошкой!

Ох, вареники с картошкой

В кипятке плывут бочком,

Вкусно машут гребешками,

Пахнут жареным лучком!

Из кастрюли приоткрытой

Царь вареников со свитой

Запыхтел: – Моя царица

Тут боится развариться!

Я готов и беспокоюсь –

Где подливка или соус?

Залезай в кастрюлю ложкой,

Там вареники с картошкой,

Золотые, налитые,

Раскудряво завитые!

Мы как выудим оттуда,

Как положим их на блюдо –

Целый город, целый свет

К нам примчится на обед:

– Не у вас ли, не у вас ли

В золотистом луке, в масле

Царь вареник белолицый

Размурлыкался с царицей?

1 Моро́шка, черни́ка, ежеви́ка – ягоды.

– Ну, конечно! Налетайте

На вареники с картошкой,

В соус луковый макайте

Все вареники с картошкой!

Я вареники леплю –

Всех на свете накормлю!

Налетайте с вилкой, с ложкой

На вареники с картошкой!

Юнна Мориц

– Какой ты представляешь себе героиню стихотворения? Можно ли назвать её счастливой? Почему ты так думаешь? Что она умеет мастерски делать? Радует ли её мастерство других людей? Готова ли она радоваться вместе со своими гостями?

Чем ты можешь удивить и порадовать своих друзей? Что ты при этом чувствуешь?

Проверь своё умение просматривать прочитанное (ты уже выполнял подобное задание на с. 52-53). Пробеги глазами по данному тексту, читая только выделенные слова. Потом проверь, выбирая правильные ответы, удалось ли тебе понять сказку хотя бы в основном (см. задание после сказки).

После этого внимательно прочитай сказку. Обрати внимание на те подробности, которые ускользнули от тебя при беглом чтении.

СЧАСТЛИВЫЙ ЖУЧОК

Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята.

– Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, – затараторили они.

Старушка поглядела на ребят ласково и сказала:

– Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. Вот как это было.

Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелко́в, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё крутом выглядело нарядно и празднично.

Попросила Весна Красное Солнышко:

– Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму.

Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые, кто из щели, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелка́ми, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.

Явились бабочки и жуки на полянку. Увидела их Весна и говорит:

– Вот я к вам прилетела с тёплого юга. Какие хотите вы получить от меня подарки, чтобы они доставили вам радость и счастье, чтобы вы могли весело летать и бегать?

Тут все бабочки и жуки сразу заговорили:

– Видишь, Весна, как потёрлись, испачкались за осень и зиму наши крылышки, какие мы некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одежды, тогда мы разлетимся в разные стороны, будем кружить над цветами, радоваться твоему приходу.

– Хорошо, – ответила им Весна и начала наряжать каждого из пришельцев.

Бабочке-белянке дала она ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как золотистый осенний листок. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее, с тёмными и голубыми крапинками.

Решили принарядиться и важные, степенные жуки. Майский жук оделся в костюм шоколадного цвета, жук-носорог – в коричневый, да ещё присадил себе в віще украшения на голову длинный рог. Дольше всех никак не мог подыскать подходящую одежду жучок-бронзовка. Наконец надел на себя золотисто-зелёный кафтан, такой нарядный, что, как только выбрался в нём на солнце, так и заблестел в его лучах. Много ещё красивых одежд раздала Весна разным бабочкам, жукам, проворным стрекозам и весёлым скакунам-кузнечикам.

– Ну, кажется, всем я угодила, – сказала Весна, – теперь все довольны, могут летать кто куда хочет и радоваться солнечному теплу.

В это время набежал ветерок, зашелестел в ветках деревьев, приподнял с земли прошлогодний завядший лист. Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка. Он и на жучка-то был не похож, скорее походил на какого-то бурого червячка.

– Кто ты такой? – спросила его Весна. – Как тебя звать?

– Меня зовут Ивановым червячком, – ответил ей незнакомец.

– Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве ты не хочешь получить от меня красивый наряд и быть довольным и счастливым?

Жучок-червячок взглянул на Весну и ответит:

– А мне и так хорошо, я и так счастлив, счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу. Мне не надо яркого платья – я ведь ночной жучок, я выползаю из-под листвы, когда уже стемнеет и в небе зажгутся первые звёзды. Зачем мне красивый наряд? Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно.

Удивилась Весна, что этот скромный жучок ничего для себя от неё не просит. А потом подумала и поняла: да ведь он-то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живёт один общим счастьем.

И тут же решила Весна: “Подарю я ему крохотный голубой фонарик. Пусть зажигает его каждый вечер и светит всю ночь. Пусть этот фонарик горит, как яркая звёздочка в тёмной ночной траве, и напоминает обитателям леса о том, что счастье никогда не меркнет, даже в самую тёмную ночь…”

– Вот и сказке конец, – улыбнулась бабушка Дарья. Она замолчала, глядя вдаль за околицу. Там, за рекой, уже загорались первые звёзды.

Ребята тоже притихли. О чём они думали? Может быть, о счастливом Ивановом червячке, который, наверное, уже выбрался из-под увядшей листвы и зажигает в ночном лесу свой неяркий голубой огонёк. А может, о том, как хорошо уметь в жизни радоваться за других, радоваться и знать, что твоя звёздочка освещает не только твоё, но и чужое счастье.

Георгии Скребицкий

– После просматривания – беглого прочтения только выделенных слов – проверь, как ты понял прочитанное. Выбери правильное окончание предложения.

1. Действие сказки происходит: а) ранней весной; б) поздней осенью; в) в середине зимы.

2. Бабочки, жуки, кузнечики захотели получить в подарок от Весны: а) вкусную еду; б) тёплую весеннюю погоду; в) яркие, нарядные одежды.

3. Весна, заглянув под прошлогодний листок, увидела: а) маленького жучка; б) спящую бабочку; в) улитку.

4. Жучок ничего не попросил у Весны, потому что: а) проспал; б) не было сил после зимы выбраться из-под листика; в) он и так был счастлив.

5. Жучок был счастлив тем, что: а) появилось много еды; б) стали длиннее ночи; в) он живёт в прекрасном лесу.

6. Смысл сказки в том, что: а) для счастья нужны красивые одежды; б) весна – красивая, разноцветная пора; в) для счастья надо уметь радоваться не только за себя, но и за других.

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

(В сокращении)

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур лёгкие. Обернулась, да уже поздно. Верёвка болтается пустая, а собака последнюю, Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась её догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке всё и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит:

– Не плачь, я тебе помогу. Я тебе подарю цветик-семицветик, он всё устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета:

Жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

– Этот цветик, – сказала старушка, – не простой. Он может исполнить всё, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Что делать? Женя уже собиралась заплакать, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

– А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала жёлтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я быта дома с баранками!

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках – связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: “Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!”

Она потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время за окном пролетали вороны. Жене тотчас захотелось узнать, сколько ворон. Она открыла рот и стала считать, а вазочка полетела вниз и раскололась на мелкие кусочки.

– Ты опять что-то разбила? Растяпа! – закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку?

– Нет, нет, мамочка! Я ничего не разбила. Это тебе послышалось! – закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

Мама пришла из кухни – глядь, а её любимая вазочка как ни в чём не бывало стоит на своём месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала её гулять во двор.

– В какой семье жила Женя? Можно ли назвать их дружными и счастливыми? Почему?

Что подарила Жене волшебница? Как девочка использовала лепестки цветика-семицветика?

Как ты понимаешь выражение “откуда ни возьмись”? Найди предложение, в котором использовано это выражение.

– Какие ещё выразительные сочетания слов использовал автор в сказке? С какой целью?

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в полярников: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

– Мальчики, примите меня поиграть!

– Чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берём.

– Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

– Не доски, а льдины. Уходи, не мешай!

– Значит, не принимаете?

– Не принимаем. Уходи!

– И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном!

Женя отошла в сторонку, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.

Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинёшенька оказалась на Северном полюсе, а мороз талі сто градусов!

– Ай, мамочка, замерзаю! – закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.

А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке. Не помня себя от страха,

Женя схватила цветик-семицветик, вырвала зелёный лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтоб очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на неё смотрят и смеются:

– Ну и где же твой Северный полюс?

– Я там быта.

– Мы не видели. Докажи!

– Смотрите – у меня ещё висит сосулька.

– Это не сосулька, а кошкин хвост!

Женя обиделась…

Пятый лепесток Женя потратила, пожелав игрушек со всего мира. Их оказалось очень много, и ей пришлось велеть, чтобы они вернулись обратно. Так она использовала шестой лепесток.

Посмотрела она на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

– Вот так штука! Шесть лепестков потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Буду умнее.

Пошла она по улице, идёт и думает: “Чего бы мне ещё всё-таки велеть? Велю-ка я себе два кило конфет. Или нет… Лучше сделаю так: велю конфет, халвы, орехов и ещё, куда ни шло, одну баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, всё это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там всё-таки весело. Нет, можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное, не надо торопиться”.

Рассуждая так, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик быт очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться.

Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела своё лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

– Мальчик, как тебя зовут?

– Витя. А тебя как?

– Женя. Давай играть в салки?

– Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

– Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

– Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя быт здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

По Валентину Катаеву

– Что подарила Жене волшебница? Смогла ли девочка по-настоящему использовать подарок? Найди и прочитай. как Женя отрывала первых два и последний лепестки. С одинаковым ли чувством?

Как ты думаешь, что хотел сказать нам автор, в чём убедить? Рассмотри иллюстрацию к сказке. Найди и прочитай соответствующий фрагмент.

Составь словесные портреты главных действующих лиц сказки.

– Прочитай слово всамделишном. Попробуй объяснить, как образовано это слово и что означает. Найди в тексте предложение с ним.

Помогли ли тебе прочитанные произведения научиться быть счастливым? Какое из них было самым запоминающимся и убедительным? Чем?

С кем из героев произведений раздела тебе хотелось бы подружиться? Почему? Чему можно у них научиться? Какие свои полезные советы ты можешь им дать?




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Умеешь ли ты быть счастливым?

сочинение на тему я против смертной казни