Страна Фантазии

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Страна Фантазии

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ

(Отрывки)

Злые завистливые люди оклеветали царицу перед царём Салтаном, закрыли царицу с сыном в бочку и бросили в море. Спустя время волны вынесли бочку на берег.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

Сын на ножки поднялся́,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

“Как бы здесь на двор окошко

Нам

проделать?” – молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле;

Море синее кругом,

Дуб зелёный над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук,

Со креста снурок1 шелковых!

Натянул на лук дубовый,

1 Снуро́к – шнурок.

Тонку тросточку сломил,

Стрелкой лёгкой навострил

И пошёл на край долины

У моря искать дичины.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно, на море не тихо;

Смотрит – видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей1,

Коршун

носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил,

Клёв2 кровавый навострил…

Но как раз стрела запела –

В шею коршуна задела –

Коршун в море кровь пролил.

Лук царевич опустил;

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывёт,

Злого коршуна клюёт,

Гибель близкую торопит,

Бьёт крылом и в море топит –

И царевичу потом

Молвит русским языком:

“Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе – всё не горе.

1 Зыбь – рябь па водной поверхности.

2 Клёв – з д е с ь : клюв.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея1 подстрелил”.

– Прочитай отрывок в лицах.

Выборочно прочитай несколько строк и опиши картину, которую ты себе представляешь, читая эти строки.

Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так,

Лечь решились натощак…

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

Он скорей царицу будит;

Та как ахнет!.. “То ли будет? –

Говорит он, – вижу я:

Лебедь тешится моя”.

Мать и сын идут ко граду2.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон…

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжей шапкой, и главой

1 Чароде́й (старинное слово) – колдун, волшебник.

2 Град (старинное слово) – то же, что город.

Возглашают над собой;

И среди своей столицы,

С разрешения царицы,

В тот же день стал княжить он

И нарёкся: князь Гвидон.

Прошло некоторое время. Счастливо течёт жизнь царицы и царевича на чудесном острове. Слава об этом дошла до царя Салтана. Ему рассказывали об острове купцы, которые гостили там.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

“Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?”

Корабельщики в ответ:

“Мы объехали весь свет;

За морем житьё не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка в нём живёт ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге1

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор –

С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…”

Александр Пушкин

– Что в сказке показалось тебе самым необычным?

Найди слова молвит, избавитель, чудесница. Объясни их значение.

Рассмотри иллюстрации художника В. Лагуны на с. 77. 79, 80. Найди в сказке слова, которыми их можно подписать.

Составь план данного в учебнике отрывка сказки.

ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

(Отрывок)

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие.

1 Брег (старинное слово) – то же, что берег.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

“Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!”

Дождик моросил по её пёстренькой спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

– Кря, кря! – сказала одна из них. – Лететь ещё далеко, надо покушать.

Лягушка решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

– Кря, кря! – сказана другая утка. – Уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

И все утки стати громко крякать в знак одобрения.

– Госпожи утки! – осмелилась сказать лягушка. – Что такое юг, на который вы летите?

И утки окружили лягушку. Все они начали кричать, хлопая крыльями:

– Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Она попросила только одну из них объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна:

– А много ли там мошек и комаров?

– О! Целые тучи! – отвечала утка.

– Возьмите меня е собой!

– Это мне удивительно! – воскликнула утка. – Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.

– Когда вы летите? – спросила лягушка.

– Скоро, скоро! – закричали все утки. – Тут холодно! На юг! На юг!

– Позвольте мне подумать только пять минут, – сказала лягушка. – Я сейчас вернусь, я придумаю что-нибудь хорошее.

И она шлёпнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять.

Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды показалась морда лягушки, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

– Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно…

По Всеволоду Гаршину

– Почему автор называет лягушку путешественницей?

Подумай, что произошло дальше.

Ещё раз прочитай текст. Раздели его на части: лягушка под дождём – временная остановка уток на болоте – рассказ о юге – необычное желание лягушки. Представь, что ты постановщик фильма или мультфильма по этой сказке. Опиши, какие декорации и костюмы понадобятся для съёмки.

Поработайте в группах. Выбери одноклассников на роли в фильме по этой сказке. Проведи репетицию со своими артистами. Расскажи им о каждой роли, о том, какой характер им предстоит изобразить.

КАК КОТЁНОК ЯША СТАЛ РАБОТАТЬ В ЦИРКЕ

Однажды котёнок Яша решил стать цирковым артистом. Он сел на трамвай и приехал к директору цирка.

Директор цирка сидел за большим столом с голубым телефоном и что-то писал. За его спиной висел яркий плакат: “На арене – уссурийские тигры”. На плакате были нарисованы два полосатых тигра с жёлтыми глазами. Тигры были похожи на больших котов, и это котёнку Яше очень понравилось.

– Слушаю вас, – сказал директор, продолжая писать. – Только побыстрее, я очень занят.

Котёнок Яша быстро-быстро сказал:

– Ябыхотелработатьвцирке!

– Ничего не понимаю, – сказал директор. – Я просил вас говорить быстрее, но всё-таки не так быстро. Слушаю вас.

– Я. Бы. Хо. Тел. Ра. Бо. Та. Ть. В. Цир. Ке, – медленно-медленно произнёс котёнок.

– Опять ничего не понимаю! – сказал директор. – Говорите немного быстрее. Слушаю вас.

– Я бы хотел работать в цирке!

– Теперь понятно, – сказал директор и посмотрел на котёнка. – Нет, ничего не выйдет.

– Почему? – спросил котёнок Яша.

– Потому что кошки не поддаются дрессировке. Почти.

– А я поддамся! – громко сказал котёнок. – Почти.

– Вот как? Ну и что же вы умеете делать?

– Я умею ходить по карнизу третьего этажа, ловить мышей и мурлыкать, – добавил Яша.

– Мышей у нас нет, а мурлыкать не требуется. До свидания, – закончил директор цирка.

– До свидания, – ответил котёнок и вышел из кабинета.

Потом открыл дверь и вошёл снова.

– Слушаю вас, – сказал директор, продолжая писать. – Только побыстрее, я очень занят.

– Это опять я, – сказал котёнок Яша. – Я совсем забыл: я ещё умею говорить.

– Говорить? – удивился директор и даже встал со стула. – Действительно, как я сразу не заметил! Скажите ещё что-нибудь! Как вас зовут?

– Меня зовут Яша, – сказал котёнок.

– Великолепно! Говорящий котёнок! – обрадовался директор. – Я вас беру!

Теперь Яша работает в цирке. Каждый вечер он выходит на арену и торжественно объявляет:

– Уссурийские тигры!

Конечно, объявляет он это через микрофон, потому что голос у котёнка Яши пока не очень громкий.

Леонид Каминский

Кем решил стать котёнок? Что он умел? Что необычного было среди его умений?

Прочитай текст ещё раз. Перескажи его от имени котёнка, а затем от имени директора цирка. Одинаковые ли сообщения у тебя получились?

ЧТО СНИТСЯ КОМПЬЮТЕРАМ

За городом, на взлётной площадке планеты ГРЭПЛ, собрались роботы Ай, Эй и Ух. Они работали спасателями на “Скорой Компьютерной Помощи” и каждое утро съезжались сюда на своих бесшумных космических мотоциклах, чтобы провести планёрку1 и разлететься по вызовам.

– Я вчера был на планете Телевизоров, – стал рассказывать Ух, – еле ноги унёс. Телевизоры взяли в плен наш лучший компьютер и заперли его в сейф. Говорят, у них столько интересных передач, а жителям планеты подавай лишь интернет-сайты. Выставили сторожевые посты – на каждом квадратном метре по четыре телевизора. Я даже приземлиться не смог. Пришлось освобождать компьютер с помощью гигантского магнита.

– А я, – сказал Эй, – только что вернулся с Библиотечной планеты. Книгам надоело скучать на полках, и, пока читатели спали, они выбрались из своих библиотек и подгребли под себя все компьютеры планеты. Я неделю разбирал эти книжные завалы и разносил книги по библиотекам.

– А я… – начал робот Ай, но в эту минуту заработал мобильный: пришло срочное сообщение с Детской планеты.

Ай завёл свой мотоцикл и полетел.

В аэропорту Детской планеты робота обступили Продавец игрушек, Продавец мороженого и Продавец воздушных шаров.

– Переезжаем на другую планету, – объявили они. – Здесь мы никому не нужны. Игрушки чихают от пыли, потому что их давно уже никто не берёт в руки. Мороженое тает. Воздушные шары разучились летать.

– А где же ваши мальчики и девочки? – удивился Ай.

– Играют в компьютерные игры.

Вдруг раздался крик: “Спасите! Помогите!” – и к Аю подлетело густое белое облако. Из него выпрыгнул компьютер и спрятался за спиной у робота.

1 Планёрка (разг.) – короткое рабочее совещание.

– Это я посылал сигнал о помощи, – грустно сказал компьютер. – Заберите меня отсюда. Я так мечтаю выспаться! Мой дисплей скоро ослепнет от перегрузок. У клавиатуры началось что-то вроде зубной боли, а мышка готова оторваться от системного блока и шмыгнуть в какую-нибудь норку. И вообще не хочу больше быть компьютером! Надоело всю жизнь сидеть на одном месте. Если бы я быт мальчиком или девочкой, то целыми днями катался бы на лыжах. Футбол, баскетбол, коньки, велосипед! Вот где удивительный мир чудес!

И как только он это сказал, появилось ещё одно белое облако и из него высыпала разноцветная толпа о-о-очень сердитых ребятишек мал мала меньше.

– Немедленно верните наш компьютер! – потребовали они.

– У него сильное переутомление, – возразил Ай. – Мне придётся беднягу полечить. Всякой машине тоже, между прочим, нужен отдых. Вы его когда последний раз выключали?

– Не помним… – пожали плечами мальчики и девочки. – А что нам делать без компьютера?! Он с нами в шахматы играет и музыку может сочинять, на всех языках мира говорит и всё на свете знает. Больше всего мы любим компьютер, а если его выключить, нам нечего будет делать.

– А разве вы больше ничего не умеете? – удивился Ай. – У нас на планете ГРЭПЛ есть “тихий час” для компьютеров. Когда они отдыхают, мы соревнуемся друг с другом: кто быстрее всех превратится в гоночную машину, перепрыгнет через футбольное ноле или поднимет самый тяжёлый груз. Почему бы вам не попробовать обходиться без компьютера хотя бы несколько часов в день? Вот увидите, вам понравится!

Компьютер уложили на покой, и он спал, пока не выспался – целые сутки. Три Продавца срочно распаковали свои чемоданы и стали предлагать детворе игрушки, мороженое и воздушные шары. Робот построил для ребят спортивную площадку, а для компьютера придумал новую программу. Благодаря ей тот теперь может переформироваться в железного человечка: половину дня работать компьютером, половину дня – тренером на спортивной площадке.

Детскую планету никто уже больше не хочет покидать, потому что это самая интересная и весёлая планета на свете.

Тамара Шульга

– Кем работали Ай, Эй и Ух? С какими неприятностями они столкнулись на планете Телевизоров и Библиотечной планете? Что случилось на Детской планете? О чём мечтал компьютер с этой планеты? Почему после помощи роботов Детская планета стала “самой интересной и весёлой на свете”?

Какие необычные слова встретились тебе в тексте сказки? Понимаешь ли ты их значение?

Раздели текст сказки на части. Подбери к каждой из них название.

Ещё раз прочитай сказку по составленному тобой плану.

– Назови произведения, прочитанные в этом разделе. Объясни название раздела.

Какие самостоятельно прочитанные тобой произведения ты посоветовал бы поместить в этот раздел? Выбери одно из произведений раздела и расскажи, что необычного было в нём. Какие новые слова и выражения ты запомнил?




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Страна Фантазии


вечорова гармонія тема ідея
Страна Фантазии