Осенняя пора


Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Осенняя пора

СЕНТЯБРЬ

Сыплет нудных! дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился…

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно!

По Николаю Сладкову

Что удивляет писателя в осенней природе? Какие контрасты1 он подметил? Найди и прочитай ещё раз эти строки. Какие выразительные слова использовал автор для передачи осеннего состояния природы?

Наблюдал ли ты осенние изменения в природе? Что особенно тебя поразило? Расскажи об этом соседу по парте. Какие слова помогают сделать твой рассказ более выразительным?

1 Контра́ст – ярко выраженная противоположность.

ДО СВИДАНЬЯ, ЛЕТО!

В тёмный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен!

Сколько алых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

И среди брусники,

На зелёной кочке,

Вылез гриб-грибочек

В красненьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной поляне,

Закружил осинку

В красном сарафане.

И листок с берёзы

Золотистой пчёлкой

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой.

Елена Трутнева



Какие краски упоминает поэтесса, описывая осень?

Прочитай ещё раз две первые строки стихотворения.

Подумай, может ли осень заглянуть в лес? Что означает это выражение? Какие ещё глаголы помогают автору передать стремительный характер этого времени года? Какие слова ты можешь добавить?

“НАЗЫВАЮТ ЛЕТО КРАСНЫМ…”

Называют лето красным…

Я проснулся утром ясным,

Вся в росе, блестит трава,

Пышет золотом листва.

Обняла меня прохлада.

Я открыл калитку сада.

Как румян осенний сад!

Всюду яблоки висят.

Краснобоки, краснощёки,

На ветвях своих высоких,

Точно солнышки, горят,

“С добрым утром!” говорят.

Вижу: яблоко упало,

На тропинке запылало…

Вижу: красную рябинку

Дрозд роняет на тропинку…

Я скажу наоборот:

Осень красная идёт!

Татьяна Глушкова

– Что ты представляешь, читая стихотворение? Какие слова в неожиданном для тебя значении использовала поэтесса? Какие художественные высказывания в стихотворении ты считаешь самыми удачными?

Помни: мета́фора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном значении на основе какой-нибудь аналогии, сходства: яблоки горят.

Какое название, по-твоему, будет наиболее точным для стихотворения Татьяны Глушковой?

Чтобы увлекательно рассказать о природе, нужно любить её, быть наблюдательным. И нужно уметь найти такие слова, чтобы читатель как бы увидел то, что открылось глазу писателя, удивился, задумался.

“ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…”

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная1 пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны2 вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной3 борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь4

На отдыхающее поле…

Фёдор Тютчев

1Ди́вный – з д е с ь: удивительный, прекрасный.

2Лучеза́рный – как луч зари.

3 Пра́здный – неработающий, отдыхающий.

4 Лазу́рь – светло-синий цвет.

“УНЫЛА ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!..”

Унылая пopa! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях1 ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Александр Пушкин

“ПОЗДНЕЙ ОЕНЬЮ СВЕЖИЙ И КОЛКИЙ…”

Поздней осенью свежий и колкий

Бродит ветер, безлюдию рад.

В белом инее чёрные ёлки

На подтаявшем снеге стоят.

Анна Ахматова

“СМУТНО-ДЫШАЩИМИ ЛИСТЬЯМИ…”

Смутно-дышащими листьями

Чёрный ветер шелестит,

И трепещущая ласточка

В тёмном небе круг чертит.

И над лесом вечереющим

Встала медная луна.

Отчего так мало музыки

И такая тишина?

Осип Мандельштам

– Какие картины осенней природы, нарисованные поэтами, тебе запомнились? Какие строки особенно понравились? Какие слова помогают авторам передать изменчивое осеннее настроение?

Наступление осени издавна в народе считалось праздником. Именно в это время наступала в сёлах пора весёлых свадеб. Чтобы проверить сметливость, ум жениха и невесты, очень часто использовали любимый в народе приём – загадывание загадок. Об этом говорится во многих народных сказках. Прочитай одну из них.

1 Сень (старинное слово) – то, что покрывает, укрывает что-нибудь.

ЗОЛОТОЙ ВЕНОК

(Русская народная скалка)

Жила-была крестьянская дочь Машенька. Осенью пришли для неё радостные дни – с любимым Иваном свадьбу играть. А чтобы на свадьбе себя украсить, отправилась Маша в поле – на голову венок совивать. По полю она ходила, редкие цветы находила и венок голубой плела. Вдруг откуда взялись – буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный Дождь. Схватили у Маши свадебньй венок с головы, с русой косы, и понесли по чистому полю, по сырому бору. Пошла Маша заплакавши.

Навстречу ей идут три славных мо́лодца. Остановились они и спрашивают:

– Здравствуй, красная девица! Куда идёшь?

– Я иду, свой венок ищу, – говорит Маша.

– Отгадай наши загадки, и мы твой венок найдём.

Согласилась Маша. Вот молодцы и загадывают:

Что без огня горит?

Что чаще лесу?

Что шумит без приметы?

Что бежит без прогону?

Что цветёт без расцвету?

Что растёт без коренья?

Что в воде лежит да не тонет?

Не долго думала Маша, отгадала все загадки:

Солнце без огня горит.

Звёзды на небе чаще лесу.

Ветер шумит без приметы.

Вода бежит без прогону.

Ель цветёт без расцвету.

Камень растёт без коренья.

Тень в воде лежит, да не тонет.

– Добро-хорошо отгадала ты наши загадки, – говорят молодцы. – А знаешь ли ты, красная девица, кто мы такие, куда идём и что делаем?

– Нет, – отвечает Маша.

– Мы – сыновья матушки Осени: буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный Дождь. Мы наперёд матушки идём, дорогу метём. По дубравам ходим-гуляем, деревья раздеваем, цветьё да листьё срываем, в землю зарываем. Это мы у тебя свадебный венок унесли. Да за твою смекалку, догадливость мы венок тебе принесём.

Пошли Ветер, Вихорь и Дождь и принесли венок.

Только Маша надела его на голову, на русую косу, как вдруг венок голубой стал золотой. Так матушка Осень её наградила – свадебным подарком одарила.

Какие загадки загадывали сыновья матушки Осени? Как ты объяснишь разгадки?

Придумай два-три вопроса по сказке.

Загадка

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА

(Отрывок)

Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили выбрать в судьи Красное Солнышко. “Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас”.

Согласилось Солнышко быть судьёй, и художники принялись за работу…

Зелёные копны сена в лугах, золотые поля хлебов, румяные яблоки, груши в саду… Хороша картина Жаркого Лета!

Только вот беда: день ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и вся картина Жаркого Лета становится не такой уж сочной. Видно, приходит пора уступать место другому художнику – Осени. Как-то справится она со своей работой?

Но Осень и не думала унывать. Для своей работы она взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: “Нужно богатыря в медную кованую бронь одеть”.

Так и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. “Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи”.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие провода, что тянутся вдоль дороги, сажает, будто чёрные бусы на нитку, вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.

Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире – заречные дали, ещё бескрайней – просторы родной земли.

Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина; только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветки кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.

Так и трудятся по очереди четыре художника: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем: пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

Георгий Скребицкий

– Присмотрись к описанию осенней природы. Какие изобразительные средства использовал автор для описания осени? Можно ли утверждать, что осень нравится ему больше остальных времён года? Почему?

Что обозначает выражение глаз оторвать не может? Найди и прочитай абзац, в котором оно использовано.

Поработайте в парах: обсудите, о чём сказка “Четыре художника”, какова её тема и основная мысль.

ЖЁЛТЫЙ СВЕТ

Я проснулся утром. Комната была залита жёлтым светом. Это светили осенние листья. За ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала на земле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так началась осень.

Я изучал осень долго.

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на пространства земли и неба.

Я видел листву алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках…

Часто осенью я следил за опадающими листьями, чтобы поймать незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Листья шуршали только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне неправдоподобным. Я был, конечно, не прав.

Как-то вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил фонарь и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах плащей, в кепках, в волосах – всюду.

Бывают осенние ночи, когда безветрие стоит над лесистым краем.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён. Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и начал падать к моим ногам. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот.

Ночь стояла над притихшей землёй. Осенние созвездия блистали в ведре с водой. Созвездия дрожали в воде озёр.

Звёздная ночь проходила над землёй.

По Константину Паустовскому

– Как ты думаешь, нравится ли писателю осенняя пора? Какие авторские слова и выражения подтверждают твой вывод?

Что тебе больше понравилось: описание картин природы или описание голосов осени? Для подтверждения своего ответа выбери отрывки рассказа, которые тебе понравились.

В рассказе есть слово неправдоподобный. Оно образовано из слов не. правда, подобный (похожий). Как ты понимаешь значение этого слова?

Найди в рассказе примеры звукопи́си.

Знакомимся с картиной И. ОСТРОУХОВ. “ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ”

Ты знаешь, что о природе создают произведения не только писатели. О ней пишут музыку композиторы, её изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства – свой язык. Чтобы он стал понятным, затронул сердце – надо чаще слушать музыку, смотреть картины, больше читать. Тогда искусство откроет тебе свои тайны.

Ильм Остроухов. Золотая осень

Внимательно присмотрись к картине “Золотая осень”. Может быть, ты вдруг почувствуешь, что ты там, в этом задумчивом осеннем лесу.

Ты видишь, как светло, красиво вокруг, чувствуешь, как замечательно пахнет влажными палыми листьями. И так хочется, чтобы лес постоял в этом наряде подольше. И ты боишься шевельнуться, чтобы не нарушить светлое и печальное спокойствие леса, не спугнуть подружек-сорок, делящихся секретами на солнечной полянке. Здесь так хорошо, что не хочется уходить из этой сказки.

Сочетание каких красок в осеннем пейзаже нравится тебе более всего? Почему осень часто называют “праздничной”? Какой цвет, по-твоему, придаёт осени особую торжественность и праздничность? Какие ты знаешь картины с изображением осенней природы? Кто их написал? Какие музыкальные произведения на эту тему ты помнишь?

ПОД НОГОЙ ПОХРУСТЫВАЮТ ЛЬДИНКИ

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки-невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Всё притихло, отдыхать легло.

Только в небе празднично от света –

Небо все созвездия зажгло!..

С золотыми листиками схожи,

Звёзды с неба сыплются… летят…

Будто в тёмном, звёздном небе тоже

Наступил осенний листопад.

Елена Трутнева

– Какие слова употребляет поэтесса для передачи звуков осеннего леса? С чем она сравнивает звёзды? Какой характер этого стихотворения: грустный, весёлый, забавный, торжественный?

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет

Мелкий обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень1.

Александр Твардовский

– Какие картины природы ты представляешь себе, читая стихотворение А. Твардовского? Какими изобразительными средствами воспользовался поэт, чтобы выразить свои чувства?

Вспомни, что такое рифма. Приведи примеры рифмующихся строк.

СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА

Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил травы.

Бесследно исчезли птицы – пеночки, зяблики и дрозды. Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной. Звери и птицы испуганно прятались в чаще.

Но невидимка находил их и там. Он делал всё, что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые штанишки надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток – белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетру́сили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.

1 Набекре́нь – с поклоном набок, сдвинув на одну сторону.

Даже старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.

А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!

По Николаю Сладнову

– Что сделал невидимка в осеннем лесу? Как от этого изменилась жизнь зверей и птиц? Найди и прочитай соответствующий эпизод. Кто этот страшный невидимка, который так изменил природу? Как ты понимаешь выражение “перекраивал на свой вкус и лад”?

Загадки

1. Фырчит, рычит,

Пыль поднимает,

Слышишь его

Да не видишь его.

2. Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит

И стоять не велит.

Скороговорка

Все клёны стали рыжие,

И ни один не дразнится.

Раз всё равно все рыжие,

Кому какая разница.

На уроках чтения в третьем классе вы уже пробовали читать, предсказывая дальнейшее содержание. Ведь важно не только правильно озвучивать текст, но и в это же время успевать подумать о том, что будет происходить дальше. Если читатель во время чтения пытается предполагать дальнейшие события, у него развивается интерес к читаемому произведению. Он не отвлекается от книги, старается узнать, точно ли предполагал развитие событий, умеет ли он думать и чувствовать так, как автор.

Попробуй и ты читать, обдумывая наперёд содержание того, что ещё не прочитано. Для такой работы возьмём произведение Ивана Соколова-Микитова “Листопадничек” и разделим его на несколько частей.

Сначала прочитай первую часть до слов “1-я остановка” и подумай над вопросами, которые даны после этой части. Вопросы помогут проверить точность понимания прочитанного и обдумать возможное продолжение сказки. Обсуди свои предположения с классом. После этого читай дальше до следующей остановки.

ЛИСТОПАДНИЧЕК

Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились на болоте у Зайчихи три маленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

– Вот бы и мне так полетать, – сказал матери самый маленький зайчонок.

– Не говори глупости! – строго ответила Зайчиха.

– Разве зайцам полагается летать?

1-я остановка

Что произошло осенью на болоте? Как называют осенних зайчат? Почему? Какое желание появилось у самого маленького зайчонка? Как ты думаешь, что произойдёт дальше?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной.

Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

– Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернулись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало ещё скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

– Что-то будет с нами! Замёрзнем зимой на болоте.

– Не говорите глупости! – ещё строже сказала Зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький Листопадничек-зайчонок, никому покоя не даёт.

– Оставайтесь здесь, – сказал он своим братьям. – А я побегу за журавлями в тёплые страны.

2-я остановка

Изменилось ли настроение жителей болота с приходом поздней осени? Как приготовились звери и птицы к наступлению холодов?

Что беспокоило листопадничков-зайчат? Всех ли зайчат успокоила мама Зайчиха? Как ты думаешь, решится ли зайчонок искать тёплые края?

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

– Скажите, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

– Мы для того валим деревья, – говорит старых! Бобр, – чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобриков.

– А тепло в вашей хатке зимой?

– Очень тепло, – отвечает Бобриха.

– Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, – просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

– Взять тебя можно. Наши бобрята будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

– Нет, зайцы плавать и нырять не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

– Ладно, – говорит Бобр, – вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хворостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, мать-Зайчиху и маленьких братьев.

“Убегу-ка в лес, – думает Листопадничек, – здесь темно, сыро, можно замёрзнуть”.

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

– Ну как, – говорят, – как ты себя чувствуешь, зайчонок?

– У вас всё очень хорошо, – говорит Листонадничек. – Но мне нельзя долго оставаться. Мне пора в лес.

– Что делать, – говорит Бобр, – если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

3-я остановка

Кого встретил зайчонок у глухой лесной речки?

С какой просьбой он обратился к бобрам? Чему пообещал научиться?

Хорошо ли было зайчонку в бобровой хатке? Что он задумал? Как ты думаешь, удастся ли Листопадничку быстро покинуть жилище бобров?

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

– Брр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на зиму останусь, я не хочу в воду.

– Ладно, оставайся, – говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм носить из кладовой. А мы пойдём на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжёлые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

– А теперь, – сказали они зайчонку, – пожалуйста, садись с нами кушать.

– Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

– Нет у нас репки, – отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твёрдая ивовая кора. “Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!” – подумал Листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал изо всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой тёмной хатке. Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродил возле хатки злой волк.

За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек. Часто вспоминал он своё тёплое гнездо, мать-Зайчиху.

Раз случилась на лесной речке большая беда. Ранней весной прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

– Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода всё выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

– Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадёшь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

– Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, – не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому.

4-я остановка

Почему Листопадничек остался в бобровой хатке на зиму?

Как он ухаживал за маленькими бобрятами?

О ком часто вспоминал зайчонок?

Спокойно ли было Листопадничку у бобров? Кто его часто пугал?

Что произошло ранней весной?

Как ты думаешь, куда поспешит теперь зайчонок?

Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото. А Зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала Зайчиха своего зайчонка:

– Ай, ай, кто это?

– Это я, – сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка Зайчиха, положила спать в тёплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.

Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота. Рассказал он, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять.

С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Иван Соколов Микитов

– Почему произведение называется “Листопадничек”? Как автор относится к своему герою – с симпатией или лёгкой насмешкой? В описании каких поступков молодого зайца это проявляется?

Какие ещё персонажи произведения вызывают у тебя положительные эмоции? Какие эпизоды при этом вспоминаются? Что тебе показалось в тексте невероятным? Подумай и объясни, это сказка или рассказ. Какие особенности произведения убеждают тебя в этом?

– Вспомни описания осенней природы в произведениях раздела “Осенняя пора”. Что общего в этих описаниях? Назови среди текстов, данных в этом разделе, стихотворение, рассказ, сказку. Чем они различаются? Какое произведение больше других увлекло тебя? Чем?





1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Осенняя пора
платон воронько рукавичка