Михаил Шолохов “Судьба человека”. Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложнейших и драматических жизненных испытаниях

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

II семестр

ЛІТЕРАТУРА ПРОТИ ВІЙНИ

УРОК 61

Тема. Михаил Шолохов “Судьба человека”. Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложнейших и драматических жизненных испытаниях

Цель: показать, что настоящий человек и патриот сумел сохранить в себе человеческое в страшных жизненных испытаниях; совершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение давать оценку событиям и фактам.

Оборудование: портрет писателя, видеоматериал (кадры х/ф “Судьба человека” с С. Бондарчуком в главной роли).

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Использование приёма “Да – нет”

1). Герой рассказа Шолохова до войны жил счастливо и безбедно, потому что занимал хорошую должность и был обеспеченным человеком.

2). На второй день войны, получив повестку в военкомат, он сразу отправился на фронт.

3). Отправляясь на фронт, солдат проводил семью в эвакуацию.

4). Город, где они жили, был оккупирован фашистами.

5). Войну герой начал по своей гражданской специальности – шофером.

6). Он часто писал домой письма, где рассказывал о скорой победе и своих подвигах.

7). Три года герой провоевал без единой царапины.

8).

Он попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го года.

9). Герой рассказывал о войне как о чем-то необыкновенном.

2. Вопросы на внимание и оценку ситуации

Как зовут главного героя рассказа? Где и когда мы впервые услышали его имя? Почему он сразу не представился собеседнику? Почему в своем рассказе о военных событиях он подробно передает даже диалоги? (Этим подчеркивается подлинный драматизм событий.)

3. Проверка домашнего задания (выписок в таблицу)

Опасные ситуации

Умение сохранить в себе человеческое

Два ранения

В письмах с фронта: “Все в порядке!”

(“На то ты мужчина и солдат, чтобы все снести”)

Срочный рейс со снарядами под бомбежкой

“Сам на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прилипала”

“Я должен проскочить, и баста!”

Взрыв, контузия, окружение. Встреча с фашистскими автоматчиками. Забрали сапоги

“Снял портянки, протягиваю ему”

Колонна пленных, не мог быстро идти

“Наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки”

В храме взаперти

Встреча с доктором, который помогал раненым

Подслушанный разговор о задуманном предательстве взводного

Убийство предателя

Побег, травля

“Били за то, что ты – русский… не так взглянешь, не так ступишь…”

Учитель. Воевал ли Андрей Соколов на переднем крае войны? Брал ли он участие в особо опасных операциях?

Можно ли сказать, что его положение на войне было легким?

4. Сопоставление текста рассказа с кадрами фильма: удачно ли сняты эти эпизоды, можно ли сразу узнать героя и события?

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Чтение фрагмента рассказа от “В начале сентября.” до “Однако поделили без обиды”

2. Продолжение работы над таблицей

Лагерь Б-14 “От 142 человек нашего эшелона через 2 месяца осталось нас 57”

“Им по 4 кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и 1 кубометра через глаза хватит”

Вызов к коменданту

“И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату”

“Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи”

“Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!”

Ожидание расстрела

“За свою погибель и избавление от мук я выпью”;

“Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачей не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили”;

“Всем поровну”

Учитель. Даже, если бы больше не было в военной жизни Андрея Соколова никаких событий, можно ли, глядя на эти эпизоды, назвать его патриотом, настоящим человеком?.. Можно ли сказать, что герой – лишь тот, кто на переднем крае, на виду у всех, в выдающемся, известном сражении совершает подвиг?..

image64

С. Бондарчук в роли Андрея Соколова

III. Чтение молча с подготовкой пересказа эпизода

I вариант

От слов “Возил я на “Оппель-адмирале”” до “Прошу меня зачислить в стрелковую часть”.

II вариант

От слов “На третьей неделе получил письмо” до “Значит, я два года с мертвецами разговаривал?”

III вариант

От слов “Но месяца через три и мне блеснула радость” до “И будто во мне все оборвалось”.

IV. Подведение итогов урока (с использованием приема “Свободный микрофон”)

– Чему мы научились на уроке?

– Что узнали нового?

– Что поразило, удивило в рассказе?

V. Домашнее задание

Дочитать рассказ до конца; выписать слова:

А) при помощи которых Андрей Соколов описывает Ванюшу;

Б) которые определяют принятие решение Соколова;

В) которые показывают, что Андрею стало легче на душе.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Михаил Шолохов “Судьба человека”. Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложнейших и драматических жизненных испытаниях
лікарські рослини ромашка для дітей