ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ВАЖНЕЕ

Литературное чтение 4 клас — Н. Г. Гавриш — Генеза 2014

ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ВАЖНЕЕ

Разминка

— Прочитай быстро и скажи, что милее всего для тебя.

Что всего милее для тебя, мальчишка?

В хлебе — горбушка,

В капусте — кочерыжка,

В варенье — пенка,

А в школе — переменка.

В. Берестов

Разгадай ребус.

Читаем

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Однажды, в пору сенокоса, мы шли с дедом полевой тропинкой, приближаясь к лесу. Мне всего десять лет, и, чтобы не отстать от косцов, мы с дедом вышли пораньше. У меня на плече — грабли, у деда — вилы и ружьё, с которым он редко расстаётся. Идти далеко, и дед рассказывает интересные охотничьи истории.

Увлёкшись, он не заметил большой светло-коричневой птицы, которая быстро перебежала лесную дорогу и, словно раненая, забилась на земле недалеко от нас. Я вцепился деду в рукав:

— Дедо, стреляй, стреляй!

Дедушка, ещё не разобрав в чём дело, сорвал с плеча ружьё, вскинул его. Я зажмурился, затаил дыхание. Но выстрела не последовало. Открыв глаза, я увидел, что птица бьётся на том же месте, а дед, смущённо улыбаясь, закидывает ружьё на плечо.

— Улетит ведь, улетит… — отчаянно шептал я. Ив самом деле: птица поднялась было в воздух, но тут же снова обессиленно опустилась. Я не понимал медлительности деда. А он ласково погладил меня по голове и негромко заговорил:

— Стрелять мы не будем. Нельзя! Это глухарка. Где-то рядом находятся её детки, и вот она хочет, чтобы мы погнались за нею и ушли подальше от этого места. После она вернётся к детям и уведёт их.

Я не выдержал:

— А ты зачем берёшь ружьё, если стрелять нельзя? Дед посмотрел на меня и серьёзно ответил:

— Я беру ружьё на хищных зверей и птиц, которых можно стрелять и зимой, и летом. Вот напал бы кто-то на эту глухарку, а мы бы увидели и защитили…

Дальше мы шли молча. И только подходя к месту работы, дед проговорил:

— И в лесу, милок, надо всегда быть человеком…

По В. Мальцеву

— Объясни название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чём она заключается?

— Как ответ дедушки характеризует его?

— Прочитайте рассказ по ролям.

— Обсудите с друзьями, какой урок преподал дедушка мальчику.

— Расскажи о своих отношениях с дедом. Есть ли у вас общие секреты? Чему ты у него учишься?

Сочиняем сами

Придумай историю, в которой о главном герое можно сказать «Человек с большой буквы».

Разминка

Прочитай пословицы. Найди те, которые близки по смыслу.

1. У милого дитяти много имён. 2. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. 3. Ласковый телёнок двух мамок сосёт. 4. Яблоко от яблони недалеко падает.

Проведите с одноклассниками конкурс на лучшее чтение стихотворения о маме.

Мамочка-мамуля, как тебя люблю я!

Как я рад, когда вдвоём

Мы с тобой гулять идём!

Или что-то мастерим,

Или просто говорим.

И как жаль тебя опять

На работу отпускать!

М. Дружинина

В ГОСТЯХ У СЫНА

Витя неловко стоял перед матерью и, озираясь, говорил:

— Ну, что ты меня вертишь во все стороны? Неужели не видела?

— Конечно, не видела, — радостно смеялась мама. — Как ты загорел! Весь чёрный — и спина, и грудь.

— Станешь чёрным, — важно говорил Витя, — целый день то купаешься, то загораешь…

Мама вдруг забеспокоилась:

— Не много ли ты купаешься? У тебя ведь гланды. Тебе и на солнце-то нужно поменьше быть. Я поговорю с начальником лагеря.

— Не думай говорить, — я не маменькин сынок!

Это вышло так грубо, что мама посмотрела на него с удивлением и испугом.

Они помолчали, потом мама сказала:

— А я тебе привезла…

— Что, что? — оживился Витя.

— Бутылочку молока, — сказала мама.

— Молока? — поморщился Витя. — А ещё что? — Он с любопытством заглядывал в мамину корзинку.

— А ещё… — таинственно сказала мама и бережно вынула зелёную банку. — А ещё клубнику свежую. Наверное, здесь нет такой!

— Клубники нет, а земляники у нас сколько угодно, даже надоела, — хвастал Витя, уплетая за обе щеки крупную душистую ягоду и запивая её молоком.

— Мама, а ты сама ела? — спросил вдруг, когда на донышке оставалось всего несколько ягод.

— Кушай, кушай! — успокаивала его мама. Она рассказывала ему о своей фабрике, о том, что её перевели в новый цех… Но Витя слушал рассеянно: он думал о недоигранной партии в городки.

— Расскажи мне про твои лагерные дела. С кем ты дружишь? — допытывалась мама.

— Ну какой тебе интерес? Ведь всё равно ты их не знаешь.

Мама посмотрела на часы.

— Ты уже собираешься уезжать? — спросил Витя.

— Я думала, — сказала она, глядя в сторону, — ехать с семичасовым, но, пожалуй, успею и на этот.

— А когда ты ещё приедешь? — спросил Витя.

— Пожалуй, — сказала мама, пристально глядя на сына, — больше приезжать не стоит. И так твоя смена скоро закончится.

Сын проводил маму до ворот. Она поцеловала его и быстро пошла по дороге не оглядываясь.

«Поскорее бы найти Володьку», — думал нетерпеливо Витя.

И вдруг он увидал друга, который куда-то бежал по саду. Витя хотел остановить Володю, но тот стремглав промчался мимо.

Тут Витя только заметил, что у Володи в руках букет.

— Наверное, нарвал для мамы…

Витя увидел, как Володина мама взяла цветы, обняла сына, и так, обнявшись, они пошли по саду.

Вите стало вдруг очень стыдно. Он вспомнил, как его мама уходила усталой походкой… Он даже не пригласил её отдохнуть в гамаке, не показал ей речку. Ему захотелось побежать за мамой, вернуть её и, тесно прижавшись к ней, так же, как Володя, долго гулять по саду. Но она была уже далеко.

М. Дубянская

— Можно ли сказать, что в произведении отражён не сказочный, а реальный случай из жизни?

— Как относится писатель к главному герою? Почему мама решила уехать раньше, чем собиралась, и сказала, что больше не приедет до конца смены? Почему Вите стало стыдно?

— Обсудите с другом, были ли у каждого из вас такие моменты, когда вы невнимательно отнеслись к своим родным. Как вы пытались исправить свою ошибку?

— Что важное для себя ты нашёл в этом рассказе?

Давай поиграем

Герой рассказа Витя слушал маму рассеянно, так как думал о недоигранной партии в городки. Городки — это русская народная спортивная игра. Воспользуйся Интернетом и подготовь рассказ о там, как играют в городки: правила, количество участников, необходимый инвентарь.

Рассмотри иллюстрации и определи, на которой из них изображена игра в городки. Как называется игра, которая изображена на второй иллюстрации? Какие ещё спортивные игры ты знаешь? Назови их.

Разминка

Прочитай скороговорки, выучи ту, которая тебе понравилась больше других.

1. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на траве. 2. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. 3. Все бобры добры до своих бобрят.

Прочитай пословицы, поговорки, приметы. Выбери один пример и объясни, как ты понимаешь народную мудрость.

1. Лес — богатство и краса земли. 2. Апрель — месяц большой воды. 3. Август — бархатный месяц. 4. Не пугай, зима, — весна придёт. 5. Лес и вода — родные брат и сестра. 6. Матушка весна всем красна.

Читаем

ПОЛЕЗНОЕ СВИДАНИЕ

Ёжику нравилась Белочка. Когда Ёжик выглядывал из норки по своим важным делам, то видел, как она беззаботно скачет по веткам высокой сосны. Белочка жила как раз на сосне, под которой Ёжик построил домик.

«Как она здорово скачет, какая она весёлая и какой у неё пушистый хвостик!» — думал Ёжик, следя за Белочкой. Он давно хотел с ней познакомиться, но, во-первых, не было времени, ведь надо было заниматься очень важными делами, а во-вторых, Ёжик стеснялся.

Но вот он, наконец, решился. Оставив важные дела и домашние заботы на целый день, Ёжик вылез из норки-домика, посмотрел вверх и крикнул беззаботно сидевшей на ветке Белочке.

— Привет, чем занимаешься?

— Ничем! — весело откликнулась Белочка.

— Как это так «ничем»! — возмутился Ёжик. — Разве так можно?! Надо обязательно чем-то заниматься!

— А я уже занимаюсь! — возразила Белочка.

— Чем это? — с подозрением спросил Ёжик.

— Разговариваю с тобой! — Белочка спустилась на несколько веточек вниз.

— Хм! Это не дело. Дело — это когда делаешь что-то полезное!

— Да? — Белочка задумалась. — И что мне делать?

— Давай погуляем вместе… — вдруг сказал Ёжик и даже чихнул от такой смелости.

— Давай, — легко согласилась Белочка. — А это полезное дело?

— Нет, — нехотя признался Ёжик. — Бесполезное. Но я отложил все важные дела и готов потратить впустую целый день, чтобы познакомиться с тобой. Ты мне очень нравишься.

— Ты мне тоже! — обрадовалась Белочка. — А что за важные дела?

— Собирать ягоды и грибы, готовиться к зиме… — стал перечислять Ёжик. — Много всего, но я подумал, что один день можно выделить для Белочки, которая мне нравится. И серьёзные дела от этого не сильно пострадают… Так ты погуляешь со мной?

— Ты приглашаешь меня на свидание? — уточнила Белочка.

— Да, — важно сказал Ёжик.

— Хорошо! — согласилась Белочка и спрыгнула на землю. — А куда мы пойдём?

— Куда хочешь! — великодушно предложил Ёжик.

— Я хочу на полянку, где поют соловьи…

— Зачем?

— Послушать, как поют соловьи…

— И какой в этом смысл? — возразил Ёжик. — Может, лучше пойдём на полянку, где есть земляника? Ты любишь землянику?..

— Люблю, но ведь мы на свидании, и надо слушать Соловьёв! — ответила Белочка.

— Ладно, пойдём, посмотрим твою полянку-где-поют-соловьи! — с неудовольствием согласился Ёжик.

Они пошли вместе по лесной тропинке и скоро вышли на чудесную светлую полянку.

— Что же ты меня обманываешь? — удивился Ёжик. — Ведь это всем известная полянка-на-которой-растёт — земляника, а совсем не твоя бесполезная полянка-на — которой-поют-соловьи!

И Ёжик стал быстро собирать крупную землянику.

— Но и соловьи здесь тоже поют… — ответила Белочка и прислушалась. — Только сейчас они почему-то молчат…

— Ты просто перепутала полянки, — сказал Ёжик, уминая землянику, чтобы накопить побольше жира к зиме.

— Тогда пойдём к ручью, посмотрим радугу! — снова воодушевилась Белочка.

— Ладно, пойдём, — нехотя согласился Ёжик, отрываясь от вкусных ягод. — А что такое радуга?

— Это цветные узоры прямо в воздухе! — ответила Белочка.

— Да? — равнодушно поинтересовался Ёжик, облизываясь. — И зачем они? Эти твои узоры в небе?

— Они красивые, и мы будем ими любоваться! — объяснила Белочка.

— Хм? — Ёжик хотел сказать, что это глупо. Но только посопел и без энтузиазма пробурчал: — Ладно, пойдём посмотрим на твои узоры!

Они долго пробирались по запутанной тропинке, пока не вышли к ручью.

— Как здорово! — снова удивился Ёжик. — Это совсем не твой дурацкий ручей-с-радугой! А ручей-с-камышами! Я их собираю и делаю мягкую подстилку в своём домике!

Ёжик быстро сломал несколько камышей, а потом отгрыз мягкие верхушки.

— Обычно здесь бывает очень красивая радуга, — задумчиво сказала Белочка. — Но сегодня с ней что-то случилось…

— Да? — равнодушно откликнулся Ёжик, закрепляя на иголках пушистые камыши.

Белочка вздохнула и задумалась.

— Уже темнеет! Не пора ли нам домой? — спросил Ёжик, управившись с работой.

— Наверное, — согласилась Белочка. — Только давай ещё сходим на вершину холма, чтобы посмотреть, как восходит луна…

На этот раз Ёжик даже не спрашивал «Зачем?». Он уже почти привык к бесполезным желаниям Белочки, поэтому тяжело и протяжно вздохнул, а потом обречённо согласился:

— Ну давай, сходим, посмотрим на твой холм-с-которого-видно-восход…

Они заспешили в сторону высокого холма. Но когда подошли к нему совсем близко, Ёжик вдруг радостно воскликнул:

— Похоже, ты опять ошиблась! Это вовсе не бесполезный холм-с-которого-виден-восход, а холм-на-котором-много-грибов!

— Нет, раньше это был холм, на котором я смотрела восход луны… — прошептала Белочка, а потом остановилась и сказала Ёжику: — А можно, я пойду на него одна?

— Почему это? — возмутился Ёжик.

— Соловьи, радуга… Это не так важно, — грустно сказала Белочка. — Но я не могу допустить, чтобы не взошла луна…

М. Meйcтep

— Приведи аргументы, почему эту историю можно назвать сказкой.

— Чем Белочка понравилась Ёжику? Чем предлагала заняться Белочка? Как Ёжик отнёсся к её предложениям? Что хотел сказать автор читателям заключительными словами Белочки?

— Прочитайте текст по ролям.

— Как ты думаешь, кто прав — Белочка или Ёжик? Аргументируй своё мнение. Иллюстрации тебе помогут.

Радуга Восход Луны

— Подумай, можно ли считать общение друзей бесполезным делом.

— С кем из своих одноклассников ты бы хотел общаться?

Сочиняем сами

— Напиши записку с приглашением для одноклассника или одноклассницы сходить куда-либо. Объясни, что вы могли бы там увидеть. Не забудь о вежливых словах.

Давай поиграем

В каком порядке расположены цвета в радуге? Чтобы никогда не ошибаться, достаточно запомнить предложение:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Разминка

Прочитай и исправь ошибки.

Кран зажёгся голубой —

Фильм посмотрим мы с тобой.

Тёплый шар решил надеть,

Чтоб ангиной не болеть.

Рыбки в лодочке сидят,

К поплавку прикован взгляд.

Город наш каждый год

Урожай большой даёт.

Отгадай загадку.

Вдруг зажёгся на травинке настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке сел на травку…

Читаем

ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ…

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака — они были похожи на бородатых стариков…

Мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

— Здорово!

И я сказал:

— Здорово!

Мишка сел рядом и взял в руки самосвал.

— Ого! — сказал Мишка. — Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

— Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят, и разговаривают, и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

— Не дашь самосвал?

Я говорю:

— Отвяжись, Мишка!

Тогда Мишка говорит:

— Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса1.

Я говорю:

— Сравнил Барбадос с самосвалом…

А Мишка:

— Ну, хочешь, я далі...

тебе плавательный круг?

1 Имеются в виду марки, выпущенные в Гватемале (страна в Южной Америке) и на острове Барбадос.

Я говорю:

— Он у тебя лопнутый.

А Мишка:

— Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

— А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

— Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.

— Ты открой её, — сказал Мишка, — тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

— Что это, Мишка, — сказал я шёпотом, — что это такое?

— Это светлячок, — сказал Мишка. — Что, хорош? Он живой, не думай.

— Мишка, — сказал я, — бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит моё сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

— Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

— Я, мама, променял его.

Мама сказала:

— Интересно! А на что?

Я ответил:

— На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку. Потом мама зажгла свет.

— Да, — сказала она, — это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

— Я так долго ждал тебя, — сказал я, — и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

— А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

— Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

В. Драгунский

— Найди в тексте и прочти, какие чувства переживал мальчик, ожидая маму в тёмном дворе.

— Приведи аргументы для доказательства ценности самосвала и светлячка. Подумай, ты бы обменял самосвал на светлячка? Объясни почему.

— Назови предметы, которыми ты дорожишь. Как ты думаешь, могут ли предметы быть дороже живого существа?

— Составь план рассказа и сжато перескажи его.

Давай обсудим

Подумай, что для тебя важнее всего на свете. Представь, что у тебя появилась возможность исполнить только три самых заветных желания. Какие бы это были желания? Что ты будешь и можешь делать, чтобы твои заветные желания исполнились?

Давай поиграем

Рассмотри иллюстрации и назови изображённые предметы. Есть ли что-нибудь общее между этими словами? Воспользуйся толковым словарём или обратись за помощью к Интернету.

Разминка

Сложи пословицы.

Без труда а лень портит.

Сделал дело — такие и плоды.

Какие труды, не вынешь рыбку из пруда.

Труд кормит, гуляй смело.

Прочитай слова и сочетания слов. Определи, как называются профессии людей, которые часто используют в своей речи данные слова и словосочетания. Иллюстрации тебе помогут. Если ты не знаешь значения какого-либо слова, обратись за помощью к одноклассникам, учителю или воспользуйся словарём.

Оркестр, температура, инфекционное заболевание, солнечное затмение, двигатель, сольное выступление, галактика, диагноз, конвейер, телескоп, световой год, под управлением дирижёра, домкрат, скрипичный концерт, профилактический осмотр, навигатор.

Все профессии нужны

Читаем

КАК ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ?

Бабушка считала моего папу неудачником. Она не заявляла об этом прямо. Но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту, как назло, стали главными врачами, профессорами или в крайнем случае кандидатами медицинских наук. Бабушка всегда так громко радовалась успехам папиных друзей, что после этого в квартире становилось тихо и грустно. Мы понимали, что папа был «отстающим».

— Хотя все они когда-то приходили к тебе за советами. Ты им подсказывал на экзаменах! — воскликнула как-то бабушка.

— Они и сейчас приходят… за советами, — тихо сказала мама, не то гордясь папой, не то в чём-то его упрекая. — Они получают творческие отпуска для создания научных трудов! А он и в обычный отпуск уже три года не может собраться. Каждый день эта больница! Операции, операции… И больше ничего. Хоть бы на недельку взял бюллетень1: заболел бы, отдохнул, что ли…

Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом.

Ему прописали лекарства.

— А ещё, — сказал врач, — нужен покой, тишина…

Телефон у нас стал звонить каждые две минуты…

— Как его здоровье? Как он себя чувствует? — спрашивали незнакомые голоса.

Сперва меня это злило: папа не мог заснуть. И вечером я сказал маме, которая вернулась с работы:

— Звонили, наверно, раз двадцать!

— Сколько? — переспросила мама.

— Раз тридцать, — ответил я, потому что почувствовал вдруг, что мама как-то приятно удивлена…

— Они мешают ему спать, — сказал я.

— Я понимаю. Но, значит, они волнуются!

— Ещё как! Некоторые чуть не плакали… от волнения… Я их успокаивал!

— Когда это было? — поинтересовалась бабушка.

— Ты как раз ушла за лекарством. Или была на кухне… Точно не помню.

— Возможно… Звонков действительно было много, — сказала бабушка и с удивлением посмотрела на дверь комнаты, в которой лежал папа.

Она не ожидала, что будет столько звонков. Они обе не ожидали.

«Как здорово, что папа заболел! — думал я. — Пусть узнают… И поймут. Особенно мама!» Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди.

1 Бюллетень — з д е с ь: листок нетрудоспособности для регистрации болезни рабочего или служащего.

— Однажды мне довелось ухаживать за студентом Юрой. Ну, который живёт в соседнем подъезде… — сказал я. — Вы помните? (Мама и бабушка кивнули в ответ.) Он тоже был болен гриппом. И ему тоже звонили. Человека два или три в день. Не больше. А тут прямо нет отбоя!

В эту минуту опять зазвонил телефон:

— Простите меня, пожалуйста… — услышал я в трубке тихий, какой-то сдавленный женский голос… — Я с кем разговариваю?

— С его сыном!

— Очень приятно… Тогда вы поймёте. У меня тоже есть сын. Его завтра должны оперировать. Но я хотела бы дождаться выздоровления вашего папы. Если это возможно… Попросите его, пожалуйста. Если возможно… У меня один сын. Я очень волнуюсь. Если это возможно. Я хотела, чтобы ваш папа сам, лично… Тогда я была бы спокойна!

— Повторите, пожалуйста, это его жене, — сказал я. — То есть моей маме… Я сейчас её позову!

И позвал.

Ещё через час или минут через сорок мужской голос из трубки спросил:

— С кем я имею честь?

— С его сыном!

— Прекрасно! Тогда вы не можете не понять. Моей супруге будут вырезать жёлчный пузырь. Обещали, что вырежет ваш отец. Именно поэтому я и положил её в эту больницу. Хотя у меня были другие возможности. И вдруг такая неприятная неожиданность! Как же так? Надо поднять его на ноги! Может быть, нужны какие-нибудь особенные лекарства? Я бы мог… Одним словом, я хотел бы его дождаться. Это не театр: здесь дублёры меня не устраивают!..

— Скажите всё это его жене. Вот так, как вы говорили мне… Слово в слово! Может быть, она сумеет помочь.

Я опять позвал маму.

С тех пор я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием:

— Сейчас ничего определённого сказать не могу. Вы позвоните вечером. Как раз его жена будет дома! Она вам всё объяснит…

Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с теми, кого я днём просил позвонить.

Иногда я говорил бабушке:

— Может быть, ты ей поможешь?

И она «подменяла» маму у столика в коридоре. Больные, врачи, медсёстры, которые звонили папе, каждый раз спрашивали:

— А какая температура?

К сожалению, температура у папы была невысокая. А мне хотелось, чтобы все они продолжали волноваться о его здоровье! И однажды я сказал:

— Температура? Не знаю… Разбил градусник. Но лоб очень горячий. И вообще мечется!

Так я в тот день стал отвечать всем. Я говорил шёпотом в коридоре, чтобы пала не слышал. Мой шёпот на всех очень действовал. Мне отвечали тоже чуть слышно:

— Всё ещё плохо?

— Да… Позвоните попозже, когда будет его жена!

Вечером нам принесли целых три градусника.

— Хочется, чтобы у него была нормальная температура, — тихо сказала та самая женщина, сыну которой папа должен был что-то вырезать. И протянула мне градусник. — Он всё ещё мечется?

— Нет, уже лучше, — сказал я. — Гораздо лучше. Не волнуйтесь, пожалуйста…

— Поставьте ему этот градусник, — попросила она.

Будто от градусника что-то зависело.

— По-моему, есть заметное улучшение, — вновь успокоил я женщину.

Она вынула платок, опустила голову и ушла…

— Он нужен людям! — воскликнул я.

— Безусловно! — сказала мама.

Не заболей папа гриппом, она бы ни за что этого не сказала. То есть она произнесла бы, может быть, то же самое слово, но не так громко, не так уверенно.

Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться. А я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью… Что поделаешь? Если они мне так помогли!

А. Алексин

— Почему бабушка считала папу мальчика неудачником? Как мальчик относился к отцу?

— Как семья поняла, что люди ценят папу мальчика? Кто звонил папе? О чём беспокоились звонившие? Почему в доме появилось три термометра?

— Раскрой значение слова дублёр. В каком значении оно употреблено в тексте?

— Сформулируй главную мысль рассказа.

— Прочитайте рассказ по ролям.

Давай обсудим

Какая из наград тебе кажется важнее: медаль, высокая должность или признание людьми мастерства человека? Аргументируй своё мнение.

Можешь ли ты, как мальчик из этой истории, с гордостью рассказать о близком человеке? Расскажи о нём одноклассникам. Рассмотри иллюстрации. Как их можно подписать? Используй слово термометр и подбери недостающие слова из данных.

Промышленный, медицинский, для духовки, для измерения температуры окружающей среды, электронный.

Давай поиграем

Прочитай отрывки из произведений детских поэтов и скажи, у кого из героев какая профессия.

1. Что случилось? На вокзале

Плачет мальчик лет пяти.

Потерял он маму в зале.

Как теперь её найти?..

Дядя Стёпа не спеша

Поднимает малыша,

Поднимает над собою,

Над собой и над толпою

Под высокий потолок:

— Посмотри вокруг, сынок!

И увидел мальчик: прямо,

У аптечного ларька,

Утирает слёзы мама,

Потерявшая сынка.

С. Михалков

2. Красит, красит, красит он:

И машину, и балкон.

Красит стены, красит двери,

Чтобы цветом они пели!

И. Ильх

3. В глубине солёных вод

Сделал сотни он работ:

Груз со дна он поднимал,

Клад пиратский он искал.

Делал снимки он для книжки,

Что читают все мальчишки.

И берёг он не на шутку

Миг, секунду и минутку,

Ведь замешкался — и вот

На исходе кислород…

И. Агеева

Разгадай ребусы

Разминка

Отгадай загадку.

Как работу ему дашь — зря трудился карандаш.

— Прочитай и назови соответствующее полное имя.

Варя, Глаша, Ася, Кеша, Шура, Костя.

Читаем

ОТКРЫТИЕ

Оказывается, с девочками надо уметь правильно разговаривать. Хотите знать, как мне удалось сделать это открытие?

Когда моя сестра Варька окончила ясли и поступила в детский сад, она была ещё совсем хорошей девочкой. А с тех пор как мы подросли, она совершенно перестала меня слушаться…

И вот однажды мы сидели в комнате и занимались. Мне надо было выучить уменьшительно-ласкательные суффиксы…

Но все эти «очк-и» и «ечк-и» немедленно выскакивали из головы обратно. Тут я вспомнил, что надо называть предметы с этими суффиксами, тогда на примерах всё и запомнишь.

Первым предметом, который попался мне на глаза, была Варька.

— Вар-ечк-а, Вар-юшк-а… — сказал я вслух.

Вдруг смотрю, — Варька вскочила и стоит как вкопанная, даже ещё хуже — как каменная.

«Что это с ней такое?» — подумал я, но тут же решил не отвлекаться и упражняться дальше.

Следующим был суффикс «еньк».

Тут надо взять какое-нибудь прилагательное!..

— Милая, мил-еньк-ая… — упражнялся я вслух. Вдруг вижу, у Варьки такое удивление на лице, какого я раньше у неё никогда и не видал.

«Что это она?» — подумал я, но опять решил не отвлекаться, — мало ли чему девчонки удивляются! А для серьёзного человека это, наверное, вовсе и неинтересно! И я стал искать примеры на суффикс «ёнк»… Сестра… Ага! Вот оно, нужное слово…

Потом я стал повторять вслух все выученные суффиксы подряд:

— Вар-ечк-а, мил-еньк-ая, сестр-ёнк-а…

Это я громко повторил три раза. Смотрю — что такое! Варька опять разглядывает меня, как будто перед ней какая-то исключительная личность и словно она меня первый раз в жизни видит. Смотрит и улыбается.

— И чего это ты? То вдруг сияешь, как замок на портфеле, а то вдруг глаза в землю, а косицы кверху.

— Будто ты сам не понимаешь! — ответила Варька.

Я не понимал, но допытываться не стал.

…Назавтра я учил вводные слова1, а Варька со своей подругой сидели в другом конце комнаты.

И я стал составлять новое предложение уже с вводными словами.

— «Дайте мне, будьте добры, резинку и карандаш». И вдруг со страшным грохотом отодвинулись два стула. Варька с Иркой бросились ко мне обе разом, с протянутыми вперёд руками, и с такой быстротой, как будто на мне что-то загорелось. Это, оказывается, они мои упражнения по грамматике за правду приняли.

Я уже открыл рот, чтобы рассказать им всё, но вдруг понял, почему вчера Варька так сияла, и решил им секрета не открывать. И правильно сделал, потому что они обе сразу стали такие хорошие, что готовы были отдать мне резинки и карандаши насовсем.

По Р. Амусиной

1 Вводны́е слова́ — материал о вводных словах ты будешь изучать на уроках русского языка в 5 классе.

— Сформулируй главную мысль этого рассказа. Подбери к рассказу другое название.

— Какие уроки выполнял мальчик? Какое неожиданное открытие он сделал?

— Как отнеслась Варя к словам брата? Почему девочки бросились выполнять просьбу мальчика?

— Случалось ли тебе проверять силу вежливых и ласковых слов? Как, по-твоему, можно ли считать вежливость ценностью?

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Вопросы и задания для проверки

1. Выбери полезные действия, по мнению Ёжика, героя сказки М. Мейстера «Полезное свидание».

Смотреть на восход луны; собирать грибы; смотреть на цветные узоры в воздухе над ручьём; собирать землянику; слушать соловья; разговаривать с другом; ломать камыши.

2. Кому из героев рассказа «Быть человеком» принадлежат слова: «И в лесу, милок, надо всегда быть человеком…»? Кто автор этого рассказа?

3. Выбери правильный ответ.

Дениска обменял самосвал на: а) червячка; б) светлячка; в) мотылька; г) бабочку.

4. Выбери правильный ответ.

Автор рассказа «В гости к сыну»: а) Лев Толстой; б) Валентина Осеева; в) Борис Заходер; г) Мария Дубянская.

5. Закончи предложение.

На свете всего важнее… , потому что….




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...

ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ВАЖНЕЕ